30.06/10.07.1698, чт. П. в Вене.
П. в Вене.
У Великих послов обедал канцлер К.У.Кинский, подал новые статьи о турецком деле, беседовал с П.[1]*.
В Москве, в Верху заседали бояре[2]. П.И.Гордон записал в дневник о допросах стрельцов и децимации, а также о том, что свыше 200 стрельцов биты кнутом[3].
Разные письма и бумаги: П.И.Гордон - Ф.Я.Лефорту, что «с прошедшей почтой не мог о сем писать Вашему превосходительству за отсутствием оной, а только вкратце извещал Е.в. о том, что здесь случилось. После того учинили мы строгое розыскание и произвели экзекуцию наипаче виновных <…>. Хвала Господу, что великий пожар в начале был выслежен и погашен»[4].
Комментарий.
* В переговорах с авторитетнейшим канцлером К.У.Кинским П. окончательно убедился, что все его планы войны рушились – австрийцы взяли курс на мир с османами. Поняв, что мирный процесс не остановить, П. хотел, чтобы в договоре о мире были учтены интересы России, требовавшей выхода в Черное море. Для этого в Вене и был оставлен П.Б.Возницын. Подр. о всех обстоятельствах Карловицких переговоров подробно (хотя и спорно) написано у И.Д. и Д.Ю.Гузевичей, а также в серии статей В.В.Дегоева и статье А.Г.Гуськова[5]. Вместе с тем, П. не оставил мысли о прорыве России к Черному морю. Воодушевленный опытом, полученным в Англии, он задумал построить мощный линейный флот и в будущем продолжить войну с турками.
[1] ПДС. 8. Стб. 1363; Ф.Лефорт. Сборник. С. 349.
[2] Захаров. Государев двор. С. 78.
[3] Гордон. Дневник. 1695-1698 гг. С. 154.
[4] Ф.Лефорт. Сборник. С. 284-285.
[5] Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 101-158, 387-395; Дегоев. Дипломатия Петра I; Гуськов . Участие России в Карловицком конгрессе. С. 119—141.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.