22.11.1717, пт. П. в СПб.
22.11.1717, пт.
П. в СПб, в 7-м часу утра прибыл в Сенат, слушал дела о розыске по делам ландратов Московской губернии, в 10-м часу разъехались[1].
Анри Лави в депеше от 03.12 н.ст. из СПб сообщал, что П. потерял двух капитанов. Когда он узнал, что один из них, датчанин (Христофор Гук – Е.А.), при смерти, то «навестил его рано утром в сопровождении только одного лакея». Затем Анри Лави писал, что он, идя «за час перед рассветом» к П.П.Шафирову, «имел счастье встретить Е.ц.в., переезжавшего реку в санях, в сопровождении двух лакеев. Удивительно видеть, что этот монарх появляется в народе как частное лицо, и что каждый из его придворных имеет большую свиту, чем он»[2].
Письма и бумаги П.: 1. Царевичу Алексею письмо: «Писмо ваше из Аверза октября 14 дня писанное, я сего дня получил, в котором пишите о своем отъезде сюды, что мне гораздо обрадовало, которого сюда вскоре ожидаю <…>. Ps. Писали к нам г. [П.А.]Толстой и [А.И.]Румянцев о вашем желании, о чем я позволил и писал к ним пространно, в чем будьте весма благонадежны»[3]*; 2. П.А.Толстому и А.И.Румянцеву письмо о том же[4]; 3. М.М.Самарину указ о наблюдении за гаванной работой на Котлине[5]; 4. Указ именной, объявленный из Сената, об отделении Астраханской губернии от Казанской[6].
Разные письма и бумаги: Ф.М.Апраксин – К.И.Крюйсу о выдаче Феодосию для украшения церкви в Александро-Невсом монастыре 12 фонарей[7]
Комментарий.
* В ходе бесед П.А.Толстого с царевичем Алексеем тот выдвинул, помимо условия о прощении его отцом, еще два: разрешение на брак его с Евфросиньей и разрешение поселиться с ней в одной из деревень, принадлежащих царевичу. Об этом и шла речь П. в письме П.А.Толстому и А.И.Румянцеву: «Мои господа! Письмо ваше я получил и что сын мой, поверя моему прощению, с вами действительно уже сюды поехал, что меня зело обрадовало, что же пишете, что желает женитца на той, которая при нем, и в том весма ему позволяетца, когда в наши края приедет, хотя в Риге и в своих городах, или хотя в Курляндии у племянницы [Анны Иоанновны – Е.В.] в дому, а чтоб в чужих краях женитца, то больше стыда принесет, буде же сумневаетца, что ему не позволят и в том можете разсудить, что когда я ему так великую вину отпустил, а сего малого дела для чего мне ему не позволить, о чем и напред сего с Танеевым писал и в том ему обнадежил, что и ныне паки подтверждаю, также и жить где похочет в своих деревнях, в чем накрепко моим словом обнадежьте ево, а что я к нему о сем не писал для того, что он в своем письме ко мне не упомянул, однакож и сие письмо моей же руки. Петр. Из Петербурга»[8].
[1] ПЗМ. С. 177.
[2] РИО. 34. С. 266-267.
[3] КПБ. 85. Л. 215; см. Устрялов. История. 6. С. 123-124, 421-422.
[4] Устрялов. История. 6. С. 123, 422 ; КПБ. 85. Л. 216.
[5] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 7. Л. 265; РИО. 11. С. 356; КПБ. 85. Л. 217.
[6] ПСЗ. V. № 3119. С. 520; Губернии в России. С. 85.
[7]Петровская эпоха. С.78.
[8] КПБ. 85. Л. 216.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.