• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

02.04.1699, вс. Вербное воскресенье, начало Страстной седмицы. П. в Воронеже.




2.04.1699
2.04.1699
Стрешнев Тихон Никитич (Тишка), боярин, поддядька П. , Матвеев Андрей Артамонович, дипломат, Украинцев Емельян Игнатьевич (1641 – 12.09.1708), дьяк (1675),думный дьяк (1681), руководитель Посольского приказа (1689 – 1699), заключил Констаннопольский мирный договор (1700), ведал Провиантским приказом (1701 – 1706), «на турецкой комиссии» (1705), в армии, в походе, в Польше (1707 – 1708), в Венгрии, где и умер (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 29.04.2021), Прозоровский Борис Иванович, князь, боярин, воевода , Бантыш-Каменский Н.Н., историк , Живов В.М., историк , Гейнс Павел (Гейнц Пауль, Heins), датский посланник , Успенский Б.А., историк , Желябужский Иван Афанасьевич (1638 - до 1709), стольник (1674), думный дворянин (1682), окольничий (1684), выполнял дипломатические поручения в России и за рубежом, служил в приказах, был на воеводстве, автор "Дневных записок" , Волков Иван Михайлович (ум. 1709), подьячий Посольского приказа (с 1665), дьяк (1684), в Польше (1688 – 1689), в Голландии с послом (1699 – 1701), числился в списках (1702 – 1708), в Смоленске (1709) (Источн.: Демидова. Служилая бюрократия. С. 120; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 29.04.2021)


Вербное воскресенье, начало Страстной седмицы*.

П. в Воронеже.

Письма и бумаги П.:1.Т.Н.Стрешневу письмо о немедленном прибытии к нему кн. Б.И.Прозоровского и Е.И.Украинцева[1]**; 2. Указо назначении и посылке Е.И.Украинцева послом в Константинополь и о срочном приезде его в Воронеж[2]; 3. Указ о назначении А.А.Матвеева посланником в Голландию с приписанием к нему дьяка И.М.Волкова[3].

Комментарий.

* По мнению В.М.Живова и Б.А.Успенского в этом году впервые было отменено шествие на осляти, что расценивается как отказ от следованию церковной традиции, демонстративного подчеркивания подчиненности светской власти духовной и наоборот - усиление сакрализации светской власти[4]. Точных сведений об отмене шествия у нас нет. Последний раз шествие было в 1694 г., о 1695 г. сведений нет, 1696 г. П. был в Воронеже, в 1697-98 гг. – за границей, в 1699 г. – в Воронеже. Как бы то ни было, отказ от обряда шествия на осляти следует рассматривать в целой цепи наступления светской власти П., который стремится к уничтожению всех обрядовых элементов, которые свидетельствовали об особой власти патриарха, наличии симфонии, а в целом – о том традиционном порядке, который ограничивал власть монарха[5]. Наступают времена фактического и обрядового единовластия.  

** Успех переговоров с Павлом Гейнцем потребовал срочного заключения мира с турками – двухлетнее перемирие 1698 г. заканчивалось в конце 1700 г. и, зная, сколь долгим бывает мирный процесс с турками, П. начал спешить. Этим и был вызван вызов Е.И.Украинцева.

 


[1] ПБП. 1. № 266. С. 179.

[2] ДР. 4. Стб. 1096-1097; ПБП. 1. С. 766-767.

[3] Желябужский. Записки. С. 273; Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 191.

[4] Живов и Успенский. Царь и Бог. 109-115.

[5] Живов. Культурные реформы. С. 389.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.