23.07/03.08.1717, вт. П. в пути.
23.07/03.08, вт.
П. утром пошел на судне от Торгау каналами до Гарлема, прошел Гарлем, салют, в полумиле от него, мимо городка Шпандам через шлюз, салют, прошел Шпандам, стал на мели, изволил сойти с яхты на другое судно, где была Посольская канцелярия и в том судне от Гарлема отъехал 2 мили и ввечеру, в 7-м часу, благополучно приехал в Амстердам[1]. Джон Норрис писал, что П. прибыл в Амстердам «сегодня ночью» (т.е. с 22 на 23.07[2]). После полудня П. дал аудиенцию Джону Норрису и принял от него верительные грамоты, обещал дать частную аудиенцию и пригласил «присутствовать сегодня вечером на спуске корабля, построенного здесь для него». В письме от 26.07 Джон Норрис писал, что 23.07 он «…провел с царем послеобеденное время при спуске корабля и имел честь оставаться с Их ц.в. весь вечер, но царь не сказал ни слова об общественных делах, и мне не дал повода сказать хотя бы слово о них»[3]*.
Письма и бумаги П.: А.Д.Меншикову письмо о строительстве в Петергофе и адмиралтейских работах. П. пишет также об окончании курса лечения и возвращении из Спа «в 19 д. сего месяца» и намерении ехать в Копенгаген; послал контракты, заключенные с мастерами- французами, отправленными в СПб морем и сухим путем. Сообщил также о прибытии русских галер в Росток и о взятии в плен двух шведских судов и галиота; о бумажной мельнице, о присылке для П. «меры петергофских палат». Приложен реестр мастеровым иностранцам[4].
Разные письма и бумаги: 1. П.П.Бредаль – П. из Лондона об отправке вещей семьи Георгия Паддона, о взятом призе (шотландский корабль со шведскими товарами – Е.А.) решения нет, ждет указа, «что в том деле чинить»[5]; 2. Екатерина – А.Д.Меншикову из Амстердама, что «вчерашняго числа Е.ц.в. изволил сюда прибыть, слава Богу, благополучно. И побыв здесь дней пять или шесть, изволит итить по здешним некоторым городам и потом в путь свой»[6].
Комментарий.
* Необходимо при этом заметить, что в то время еще сохранялась возможность восстановить союзнические отношения с Англией. Судя по инструкции, данной в Лондоне Джону Норрису 02.07, план совместного, союзного давления на Швецию сохранялся. В ней было сказано: «Мы держимся того мнения, что склонить короля Шведского (Карла XII - Е.А.) к каким-либо помыслам о мире возможно только путем самых энергических военных мер, принятых при полном согласии держав – участниц северного союза» и что шведский король «очень далек от помыслов о мире только вследствие вселенной в нем двумя бесплодными компаниями уверенности, что враги не могут напасть на него в собственном его королевстве, а также, что они, вследствие раздоров между собою, не в состоянии выработать общего плана действий против него»[7]. Джон Норрис был готов употребить все усилия для того, чтобы снять главное препятствие, разделяющее Англию и Россию, и добиться, чтобы русские войска покинули Мекленбург, для чего намеревался действовать окольными путями, через Р.К.Арескина[8]. Он был убежден, что заставить короля Швеции сдаться можно «только вынужденный силой и дружными действиями союзников. Мир может быть притом выгоден и прочен только, если совершится по общему их соглашению»[9]. Однако последующие события погасили оптимизм Джона Норриса и, хотя русские войска покинули Мекленбург, англо-русские отношения продолжали ухудшаться, британская дипломатия, вслед за П., начавшим искать (через Г.Г.Гёрца) сепаратный мир со Швецией, пошла по пути секретного урегулирования отношений со шведами, согласившимися удовлетворить притязания Ганновера на шведские территории в Германии в обмен на деньги и помощь английского флота против России.
[1] ПЖПВ. 1717 г. С. 29-30.
[2] РИО. 61. С. 391.
[3] РИО. 61. С. 391-392.
[4] КПБ. 85. Л. 26.
[5] МИРФ. 2. С. 235.
[6] Переписка князя А.Д.Меншикова. С.315-316.
[7] РИО. 61. С. 387.
[8] РИО. 61. С. 393.
[9] РИО. 61. С. 396.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.