28.12.1715, ср. П. в СПб.
П. в СПб, с Екатериной был у царицы Марфы Матвеевны[1].
Письма и бумаги П.: 1. А.И.Ушакову письмо о приговоре Никону Волкову, задолжавшему по долговым обязательствам[2]; 2. Указ Сенату о посылке в губернии учеников школы Ф.М.Апраксина «для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей» цифири, объявить указ о строительстве домов в СПб дворянам и посадским «не для житья себе, но для отдачи прочим»[3]; 3. П.Е.Лодыжинскому письмо с указанием о запрете строить староманирные суда промышленникам под угрозой штрафа*, о присылке в СПб белого медведя[4]; 4. Кн. П.А.Голицыну письмо с указаниями о доставке корабельного леса, об отсылке мастеровых из Франции (нанятых К.Н.Зотовым и И.И.Лефортом) в СПб, о присылке в СПб ящиков с книгами, пришедшими из-за границы[5]; 5. А.П.Салтыкову указ: «По получении сего велите на Москве во всяком лесном ряду зделать дерево на мазанки по четыре по две и по одной избе с сенми для обрасца, а когда обрасцовые во всяком лесном ряду зделаны будут, тогда заказать избы делать, также объявить указ о кровлях, чтоб черепицаю и дерном везде крыли, а не дранью и не тесом скалою, сей указ накрепко смотрите, чтоб по зделании обрасцовых, отнюдь вновь строения из одного дерева не делали вышереченныя мазанки з глиною»[6]; 6. А.И.Ушакову указ о том же, с дополнением о наборе солодовников в СПб, «всех их сим зимним путем вышлите сюда (дав добрую подмогу для строения заводов) <…>, чтоб построились, а будущею зимою совсем сюда на житье переехали»»; о расследовании причин остановки работы денежных дворов[7].
Разные письма и бумаги: Б.П.Шереметев - П. 28.12 сообщал, что «с министрами и [П.И.]Ягужинским списывался», что 16.12 виделся с Августом II и «в разговорах изволил объявить, чтобы войскам В.в. в тех местах, что мы было назначили (Поморское воеводство и Жулав Гданские), не занимать, понеже оныя определены под саксонския войска, которые идут из Померании. Також тому В.в. войску по нынешним конъюктурам в Польше быть не для чего», Шереметев в ответ заявил, что будет ждать указа П., но король «по тем разговорам изволил отдать мне грамоту, в которой написано, что город Стралзунд отдался и чрез взятие того города войска В.в., отправленныя с согласия королевских величеств Дацкого (Фредерик IV и Прусского (Фридрих-Вильгельм I) в тамошних местах не надобны, и далее в Польше оным медлить ни для какой надобности не потребно, ибо не токмо чрез взятыя субситенции отягчено Государство Польское, но и Порта Оттоманская могла б разсудить, что сие есть противно трактатам, из чего всякое худо могло б следовать <…>, чтоб войскам В.в. без всякого замедления, так скоро, как возможно, из Польши и из Литвы, а прежде всего из Поморского и из Прусскаго воеводств выступить, також бы мне предложить и тем войскам, которыя в дальности стоят, чтоб маршу своего в Польское государство далее не продолжали, но назад возвращались». Б.П.Шереметев просит прислать указ о действиях, он намерен медленно идти к Висле, а А.А.Вейде послал приказ, чтобы они «далее к нам не ходили и остановились, где их указ застанет», о пожаловании в чин генерал-аудитора Крейца, просит прислать патент на него. Приложен экстракт писем Б.П.Шереметева русским министрам, перевод грамоты Августа II к Б.П.Шереметеву, ответ его королю[8].
Комментарий.
* К этому времени борьба П. против «староманирных» судов, в том числе и на Севере, где был огромный опыт мореплавания на поморских судах, развернулась вовсю. Попытки обойти указы П. о «новоманирных» судах не увенчались успехом. Как писал П. В.И.Геннину, «что же о шкутах и оную присланную я смотрил, которая нимало сходна, а именно штевены и шпигель карбасныя, также длина коротка против ширины шиты чьям и, единым словом, ни к чему годныя и толко сверх баргоутов бутто походят на шкуты и для того за… (пропуск) все и одинова отпусти и по выгруске вели отдать здесь [кн. А.М.]Черкаскому к городовому делу, а хозяевам за их преслушание что подписались на смерть и не зделали, вели вдвое тово числом зделать, сколко сих зделано и что в будущем лете в дело, конечно, произошли, а буде того не учинят, то бить их кнутом и сослать сюда, сковав, на каторгу, а пожитки и дворы взять»[9]. В.И.Генин, в свою очередь, сообщал Ф.М.Апраксину с Петровских заводов, что «по письму Ц.в. за подписанием собственной руки повелено карбусы, которые вновь зачаты строить за указом, перерубить пополам, а на хозяевах править штрафу по 100 рублей». От хозяев судов было послано одно судно в СПб для свидетельства к П. и царь, посмотрев, написал, что «оные суда на шкуты не походят и ни к чему негодные и, того ради, повелено те суда (точнее – хозяев этих судов – Е.А.), за их лживые сказки, взять все на В.г. и заорлить и одново отпустить в СПб, а по выгрузке отдать к городовому делу князя [А.М.]Черкасского»[10] . Справедливости ради, нужно отметить, что жесткие меры П. в отношении «староманирных судов» на Севере способствовали развитию частного кораблестроения европейского образца[11].
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 80.
[2]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л.77;Голиков. ДПВ. 6. С. 365; КПБ. 79. Л. 463.
[3]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л.77;ПСЗ. V. № 2971. С. 187; КПБ. 79. Л. 464.
[4]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 77 об.; ПСЗ. V. № 2973. С. 187-188; Петр Великий на Севере. С. 151; Голиков. ДПВ. 6. С. 364-365; КПБ. 79. Л. 465; Собрание писем. 1. С. 343.
[5]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л.78;Рескрипты и указы II. С. 506; КПБ. 79. Л. 466; Хмелевских. Два указа. С. 80-88.
[6]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 76 об.; ПСЗ. V. № 2972. С. 187; КПБ. 79. Л. 467; Голиков. ДПВ. 6. С. 72.
[7]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 76 об., 78; КПБ. 79. Л. 468; Голиков. ДПВ. 6. С. 72.
[8]Шереметев. Письма. С. 136-149.
[9]КПБ. 79. Л. 220.
[10]МИРФ. 3. С. 532.
[11]Репин. Коммерческое судостроение. С. 47-48; Брызгалов. Поморское судостроение. С. 220-223.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.