17.12.1715, сб. П. в СПб.
П. в СПб, болен, у П. были А.Д.Меншиков, П.П.Шафиров, П.А.Толстой, А.В.Кикин, Н.М.Зотов[1]*. Франтишек Лойко, присланный от гетмана Поцея, был (вероятно) принят П., и царь заверил его в том, что станет посредничать в конфликте с королем Августом II[2].
Письма и бумаги П.: 1.Б.П.Шереметеву указ, чтобы он встал на зимние квартиры в Польше от Вислы до брандербургской границы[3]**; 2. Б.П.Шереметеву письмо об отпуске для прусского короля ста великанов-солдат[4]; 3. Ему же дубликат письма от 15.12[5]; 4. Н.А.Кудрявцеву указ об отправке заказанных дубовых брусков[6].
Разные письма и бумаги: 1.А.М.Девьер – Ф.М.Апраксину из Копенгагена об уходе английского флота домой и о том, что шведский флот в 16 кораблей «обретается на море»[7]; 2. Капитан Ден о плавании вокруг Скандинавии, вышел в море из Двинского устья 18.10. имел экипаж 293 чел., корабль течет, «жестокая противная погода», «ни шлюбку послать, ниже парусами идти возможно (не) было, и корабль потек так, что хотя мы в 4 насоса и всеми ведрами воду выливали, однако ж меньше 3.5 или 4 футов воды в рюйме не имели… В пути умерли 36 человек, больных 48, да у многих отмерзи пальцы и ноги»[8]
Комментарий.
*Частые посещения больного П. родственниками и высшими чинами государства – свидетельство тяжелого положения больного. Известно, что он даже причастился. Правда, как стало известно позже, во время следствия по делу царевича Алексея А.В.Кикин говорил царевичу, что болезнь царя «исповедывается и причащается нарочно, являя людем, что он гораздо болен, а все притвор; а что причащается, у него-де закон на свою стать». Но другие думали иначе. Из допросов царевича в 1718 г. следует, что болезнь П. была серьезна: «тяжкая болезнь апелепсия и того ради говорили, что у кого оная в летех случится, те недолго живут и того ради думал, что и велико года на два продлится живот его» [9] .
** Действия Б.П.Шереметева вызвали протест польской шляхты. В письме польских сенаторов Б.П.Шереметеву сказано: «С великою жалостию ненадлежащие и нечаянныя поступки от войск Ц.в., которыя под командою Вашею были отправлены в Померанию, когда оныя войски против прав и обычаев всех народов, без объявления договору и позволения Королевского величества Государя нашего всемилостившего и Речи Посполитой (токмо под тем видом, что идут в Померанию чрез Государство Полское без всяких обид) ныне не дошед в оной назначили себе места, не токмо с великим убытком и агравациею Речи Посполитой, чрез многое время по воеводствам крутилося, но и, наконец, в том же государстве на зимовыя квартиры (хотя Ваше cиятельство писменно и обнадеживали К.в., что оныя войска в скорости из сего государства выпроважены быть имеют) расположилися…», требуют вывести войска[10].
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 79.
[2]Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 213.
[3]ГСВ. 1. С. 441; Шереметев. Письма. Ч. 4. С. 150-151.
[4]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 71 об.; Письма Шереметева. С. 150-151; КПБ. 79. Л. 434.
[5]Письма Шереметева. С. 152; КПБ. 79. Л. 435.
[6]Голиков. ДПВ. 6. С. 361.
[7]МИРФ. 1. С. 701.
[8] Собрание писем. 2. С. 389-391.
[9] Устрялов. История. 6. С.456, 55.
[10]Письма Шереметева. С. 173-174.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.