18/29.05.1717, сб. П. в Париже.
18/29.05, сб.
П. в Париже, был поутру в бане, а после обеда с П. «списывали персону»[1]*, «по некоторым известиям осматривал мастерские»[2], возможно, что гулял в парке: сохранился блокнот П. с листочками садовых деревьев и надписью: «Рваны в 18 д. майя»[3].
Письма и бумаги П.: 1. Б.П.Шереметеву письмо из Парижа о том, что от Августа II нарочно в Париж «прислан господин [Франциск] Понинский староста Копаницкий для домогательства о выводе всех войск наших из Польши, того ради, подтверждаем мы прежние к вам отправленные наши указы» о том, чтобы «маршировать к нашим границам, без отягощений поляков»[4]; 2. Г.П.Чернышеву распоряжение (на основе челобитной Ф.П.Пальчикова) не отдавать, до приезда П., дворовое место Ф.П.Пальчикова И.А.Тормасову[5]; 3. Запись расходов: заплатить И.И.Лефорту за покупку для П. двух табакерок[6].
Разные письма и бумаги: 1-2. Август II – П. Грамота о миссии Франциска Понинского[7]; его же грамота по курляндскому вопросу (о средствах на содержание двора Анны Иоанновны)[8]; 3. П.А.Толстой – Ф.М.Апраксину из Парижа о ситуации на Балтике: англо-датский флот стоит у Копенгагена, Карл XII «непрестанно переезжает из места в место, смотря своих солдат, и еще вновь полки набирает, а куда готовится, еще подлинно неизвестно, однакож рассуждается, что ему делать чрез море транспорт куда ни есть вельми трудно, доколе флот английский будет в Балтическом море, разве может то учинить в глубокую осень, когда англичане в Англию возвратятся»[9].
Комментарий.
* В ГСВ написано, что П. портретировал «тамошний живописец»[10]. Известно, что тогда в Париже с П. писали портреты два художника: Гиацинт Риго и Ж.М.Натье по просьбе регента Филиппа[11], причем Ж.М.Натье писал П. в латах (хранится в Музее Резиденция. Мюнхен, копия ГРМ). Он же писал Екатерину (хранится в ГЭ), вероятно, в Везеле, откуда по просьбе П. приехал в Париж, а Гиацинт Риго писал П. в гвардейском мундире. Об этом портрете нет известий[12]. Известно, что по памяти портретировали П. художники Николя Ларжильер и Ж.Б.Удри[13]. Встречался П. также с баталистом П.Д.Мартеном, с которым договаривался о написании картин из истории Северной войны[14]. Предполагалось создать четыре больших произведения, посвященных сражениям при Лесной, Полтаве (два) и Гангуте. Договор с художником был заключен 04.11.1717[15]
[1] ПЖПВ. 1717 г. С. 17.
[2] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 144.
[3] КПБ. 84. Л. 427.
[4] КПБ. 84. Л. 423; Шереметев. Письма. Ч. 4. С. 315.
[5] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 88; КПБ. 84. Л. 428.
[6] Сб. выписок. 2. С. 64.
[7] КПБ. 84. Л. 424.
[8] КПБ. 84. Л. 425.
[9] МИРФ. 4. С. 137.
[10] ГСВ. 1. С. 617.
[11] Полуденский. Петр Великий в Париже. Стб. 686.
[12] Васильчиков. О портретах Петра Великого. С. 71-72; Петр I: время и окружение. С. 37.
[13] Мезин. Петр I во Франции. С. 175-176.
[14] Мезин. Петр I во Франции. С. 186-187.
[15] Лаптева. Петр I как покровитель. С. 177; Лехович. «Сии шпалеры». С. 199 – 201.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.