10.08.1715, ср. П. на «Ингерманландии»
П. на «Ингерманландии», принимал английского и голландского флагманов и одаривал «алмазными вещми и соболями, також и всем капитанам по паре соболей послано». Джону Норрису П. подарил «свою персону»[1]*. Джон Норрис писал лорду М.Эйлмеру о приеме у П. и о подарках, о том, что П. «с пылкостью говорит» о русско-английской торговле. Джон Норрис писал далее, что посоветовал П. на Котлине создать перевалочные склады для товаров, «он согласился со мной и сказал, что распорядится сделать это в ближайшее время»[2]**.
Разные письма и бумаги: Б.П.Шереметев - П. о получении его указа от 27.07, «со флоту от Ревеля», сообщает: «я с армиею В.в. следую в Померанию со всяким поспешением», о проблемах с обеспечением армии провиантом в Польше: «…а обыватели тех мест сказали, что без сейму (т.е. решения сейма – Е.А.) провианту дать не могут»[3].
Комментарий.
* И.И.Голиков сообщает, что это был усыпанный брилиантами портрет, а шаутбенахты (английский и голландский) получили по перстню с брилиантами. Екатерина пожаловала Джону Норрису табакерку с брилиантами, а всех капитанов одарила мехами и «другими вещами»[4].
** Джон Норрис пишет, что в окружении П. есть врач Р.К.Арескин, «брат сэра Джона ( Эрскина, графа Мара – Е.А.), который заседал в последнем парламенте. Этот господин пользуется большой благосклонностью, входит в Тайный совет и благодаря своему влиянию весьма полезен нашим соотечественникам. Е.в. изволит всегда использовать его в любых наших общих делах, и должен признать, что считаю его человеком разумным и достойным». Джон Норрис ошибся – именно Р.К.Арескин стал главной пружиной интриги против короля Георга I с тем, чтобы свергуть его с престола и поставить у власти Претендента. Как раз присутствие в окружении царя влиятельного Р.К.Арескина (как и прием на службу офицеров-якобитов) привело к резкому ухудшению в недалеком будущем англо-русских отношений, так лучезарно начатых со взаимных заботливо подобранных презентов и поздравлений, а также с приглашения П. Георгу I быть крестным отцом новорожденного царевича Петра Петровича, что было с благодарностью принято (Георг: «воспринимаем честь сего кумовства охотно»)[5].
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 23, 64; ГСВ. 1. С. 438.
[2]«Просил нас…» С. 188-189.
[3]Письма Шереметева. С. 70-71.
[4]Голиков. ДПВ. 6. С.39.
[5]«Просил нас…». С. 193.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.