26.06.1715, вс. П. в СПб.
П. в СПб. «Все сенаторы приехали в СПб»[1]. Пришла ведомость, что от молнии сгорел 64-пушечный корабль «Нарва»[2]*.
Датчане уступили Ганноверу Бремен и Верден[3]**.
Комментарий.
* Катастрофа была ужасная. Во время грозы молния попала в крюйт-камеру, корабль взорвался, погибло большинство членов экипажа[4]. К.И.Крюйс писал Ф.М.Апраксину с Котлина: «Сего числа в час пополуночи был гром, и волею Божиею молниею ударило в корабль «Нарву», и оный подорвало и спаслось людей только 18 или 19 человек и потонул совсем, только виден от сломленной бизань-мачты с сажень и немного верхнего каюта. Что с того корабля можно собрать разметанных мачтов и парусов, то все приказал побрать на ваш корабль и ожидаем указу, что с потопленным кораблем чинить»[5]. Сам Ф.М.Апраксин, получивший уже достаточно полную информацию о катастрофе, сообщал 06.07 в Финляндию кн. М.М.Голицыну, что на «Нарве» погибло «с 400 человек», в том числе Семеновского полку капитан кн. Иван Барятинский и солдат около 100 человек[6]. Сотни тел моряков вылавливали из моря несколько дней, 29.06 П.И.Сиверс писал Ф.М.Апраксину с корабля «Лаферм», от Кроншлота: «Которые тела мертвые сыскали вчерашнего числа погребли, понеже от оных дух велик стал. Тело капитан-командора Вагана (Эдвард Воган – Е.А.) не погребено и дожидаем от В.с. указу»[7]. Остов погибшего на рейде корабля был запечатлен тогда же на рисунке, к которому П. (собственноручно) дал некоторые пояснения[8]. Приехавший в 1716 г. архитектор Ж.Б.А.Леблон был привлечен к удалению лежавшего на фарватере корабля и для этого он впервые в России использовал водолазный костюм[9].
** Это определило вступление Ганновера в Северный союз, объявление им войны Швеции, начало осады союзными войсками Штральзунда. А так как за спиной Ганновера стояла Англия, то это стало крупной победой союзников и, в первую очередь, России, стремившейся привлечь к союзу нового английского короля Георга I.
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 16.
[2]ПЖПВ. 1715 г. С. 59.
[3]Голиков. ДПВ. 6. С. 29-30.
[4]ПЖПВ. 1715 г. С. 16-17, 59; ГСВ. 1. С. 435; МИРФ. 1. С. 643, 645-646.
[5]МИРФ. 1. С. 648.
[6]МИРФ. 1. С. 647.
[7]МИРФ. 1. С. 645.
[8]Ден. История. С. 60.
[9] Епатко. Инженерне работы. С. 123-127.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.