• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

26.06.1715, вс. П. в СПб.




26.06.1715
26.06.1715
Крюйс Корнелий Иванович (Крейс, Крус, Креус, Cruijs Cornelis, Cruis Cornelius) (1655-1727), норвежец на голландской службе, матрос, капитан торговых судов, капер, унтер-экипажмейстер Амстердамского Адмиралтейства (с 1696), на русской службе с 1698 г., вице-адмирал, командующий Азовским флотом (1699) и Балтийским (1704-1705) и позже, в ссылке в Казань (1714-1715), вице-президент Адмиралтейской коллегии (1717). Жена с 1681 г Катарина (рожд. Фоогт)(Источн.: словари и справочники)., Георг I (George I), король, он же Георг I Людвиг (Георг-Людовик, Georg Ludwig von Hannover,) (28.05.1660 – 11.06.1727), кронпринц, затем курфирст Ганноверский (с 23.01.1698), сын Софьи Ганноверской, король Великобритании и Ирландии (с 01.08.1714), жена (с 1682): София-Доротея Целльская (1666 – 1726), известная как принцесса Альденская, Апраксин Федор Матвеевич (Адмирал) (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), упомянут как адмирал среди написанных к строение на Котлине с 355 дв. (1712), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущева), (ум. 1702) (Источн.: ДПС. 2-2. С. 101; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Голиков И.И., историк , Сиверс Петр Иванович (Sivers Piter) (1674 – 1740), датчанин, в русской службе капитаном с 1704, капитан-комангдор (1714), шаутбенахт (1719), вице-адмирал (1721), адмирал (1727) (Источн.: ОМС. С. 438 – 440; Мегорский. Морские служители. С. 219)., Леблон Жан-Батист-Александр (Деблон, Деблонт, Le Blond Jean-Baptiste-Alexandre) (1679 — 10.03.1719 , французский архитектор, считается учеником А.Ленотра, в России с 1716, "генерал-архитект", автор Генерального плана СПб, многих других построек. , Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок , Воган Эдвард, капитан-командор, Епатко А.Ю., историк , Голицын Михаил Михайлович Старший (Старшой), князь (01.11.1675-10.12.1730), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), барабанщик Семеновского полка (1687), прапорщик (1694), сопровождал П. в поездке в Архангельск и походе по осударевой дороге, отличился при взятии Нотебурга (1702), дполковник (1702), бригадир (1705), командир гвардейской бригадой, генерал-поручик (1708), упомянут среди написанных к строение на Котлине с 1338 дв. (1712); генерал-аншеф (1714), генерал-фельдмаршал (21.05.1725). Жены: 1-а жена Евдокия Ивановна (рожд. Бутурлина (1674-1713); 2-а с 1716 г. Татьяна Борисовна (урожд. княжна Куракина)(1696-1757) (Источн.: РГАДА. Ф. 210. Оп. 1. Д 11. Л. 61; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); ДПС. 2-2. С. 101.


П. в СПб. «Все сенаторы приехали в СПб»[1]. Пришла ведомость, что от молнии сгорел 64-пушечный корабль «Нарва»[2]*.

Датчане уступили Ганноверу Бремен и Верден[3]**. 

Комментарий.

* Катастрофа была ужасная. Во время грозы молния попала в крюйт-камеру, корабль взорвался, погибло большинство членов экипажа[4]. К.И.Крюйс писал Ф.М.Апраксину с Котлина: «Сего числа в час пополуночи был гром, и волею Божиею молниею ударило в корабль «Нарву», и оный подорвало и спаслось людей только 18 или 19 человек и потонул совсем, только виден от сломленной бизань-мачты с сажень и немного верхнего каюта. Что с того корабля можно собрать разметанных мачтов и парусов, то все приказал побрать на ваш корабль и ожидаем указу, что с потопленным кораблем чинить»[5]. Сам Ф.М.Апраксин, получивший уже достаточно полную информацию о катастрофе, сообщал 06.07 в Финляндию кн. М.М.Голицыну, что на «Нарве» погибло «с 400 человек», в том числе Семеновского полку капитан кн. Иван Барятинский и солдат около 100 человек[6]. Сотни тел моряков вылавливали из моря несколько дней, 29.06 П.И.Сиверс писал Ф.М.Апраксину с корабля «Лаферм», от Кроншлота: «Которые тела мертвые сыскали вчерашнего числа погребли, понеже от оных дух велик стал. Тело капитан-командора Вагана (Эдвард Воган – Е.А.) не погребено и дожидаем от В.с. указу»[7]. Остов погибшего на рейде корабля был запечатлен тогда же на рисунке, к которому П. (собственноручно) дал некоторые пояснения[8].  Приехавший в 1716 г. архитектор Ж.Б.А.Леблон был привлечен к удалению лежавшего на фарватере корабля и для этого он впервые в России использовал водолазный костюм[9].

** Это определило вступление Ганновера в Северный союз, объявление им войны Швеции, начало осады союзными войсками Штральзунда. А так как за спиной Ганновера стояла Англия, то это стало крупной победой союзников и, в первую очередь, России, стремившейся привлечь к союзу нового английского короля Георга I. 

 

 


[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 16.

[2]ПЖПВ. 1715 г. С. 59.

[3]Голиков. ДПВ. 6. С. 29-30.

[4]ПЖПВ. 1715 г. С. 16-17, 59; ГСВ. 1. С. 435; МИРФ. 1. С. 643, 645-646.

[5]МИРФ. 1. С. 648.

[6]МИРФ. 1. С. 647.

[7]МИРФ. 1. С. 645.

[8]Ден. История. С. 60.
[9] Епатко. Инженерне работы. С. 123-127. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.