16.01.1706, ср. П. в Красном.
П. в Красном и возможно, что на пути в Литву.
Письма и бумаги П.: 1. Кн. В.В.Долгорукову «из Краснова» письмо о движении его с Преображенским полком к Смоленску, «как возможно скоро»[1]; 2. А.Д.Меншикову письмо «в 9 часу ввечеру» о необходимости отступления в направлении Вильно-Полоцк. «Мы, ради бесчастья своего, не можем ранее суботы или недели поспеть; но ныне Чириков (вероятно – Л.С.Чириков – Е.А.) сказал, чтоб, не проведывая, не ездить, то и не знаем, как быть в своем пути». Это ответ на письмо А.Д.Меншикова от 12.01[2]; 3. Кн. А.И.Репнину письмо, «не доезжая Мира за милю», о том, чтобы действовал «для Бога без всякой отговорки» по третьему пункту решения военного совета и отступал, не дав неприятелю «отрезывать дороги». Тогда же послан кн. А.И.Репнину дубликат этого письма[3]*; 4. Царевне Наталии Алексеевне письмо из Смоленска (не сохр., содержание неизв.)[4]; 5. Н.А.Кудрявцеву письмо о башкирах («дабы впредь о том от них, башкирцов, челобитья, також и от них возмущения не было»)[5].
Разные письма и бумаги: 1. Б.П.Шереметев - Ф.А.Головину, из Казани, что 16.01 к нему приехал М.И.Щепотьев, «а я не отлагательно пойду 18 дня». М.И.Щепотьев привез Б.П.Шереметеву указ П.[6]**; 2. Ф.А.Головин - И.С.Мазепе о движении Карла XII к Гродно, о немедленном отходе казаков в малороссийские города, об оставлении гарнизона в Бродах, о сборе волов и пр.[7]; 6. А.В.Кикину с приказанием о немедленном выступлении из Смоленска «со всеми нашего полка солдаты (и нашею ротою)» Думаю, что здесь ошибка публикаторов: А.В.Кикин был задействован в Курляндии, а преображенцев вел в Смоленск кн. В.В.Долгоруков[8].
Комментарий.
* Главная проблема русской армии, внезапно застигнутой в зимнем Гродно Карлом XII, состояла тогда (по мнении П.) в том, что полки, стоящие на винтер-квартирах, были рассеяны на большом пространстве и быстро собраться не смогли[9]. На самом деле, настоящей проблемой было то, что инициатива принадлежала шведам, а русское командование не знало, каким образом действовать против опасного неприятеля в крайне стесненной обстановке – и укрепрайон Гродно покинуть опасно, и сидеть в нем, в условиях окружения сильным врагом и под угрозой надвигающегося голода, бесперспективно. А главное – было неясно, что задумал великий шведский полководец!
** Командирование в корпус Б.П.Шереметева сержанта гвардии М.И.Щепотева, наделенного правом давать указания командующему, стало неприятным сюрпризом для Б.П.Шереметева, привело к острому конфликту фельдмаршала с решительным сержантом. Подр. см. ст. М.Ю.Данкова О сержанте. С. 114-120. С тех пор П. все чаще стал использовать доверенных гвардейцев в управлении. Подр. об этом см. книгу Е.М.Болтуновой. Гвардия Петра Великого как военная корпорация.
[1] ПБП. 4. № 1037. С. 24.
[2] ПБП. 4. № 1038. С. 24-25; 548-549.
[3] ПБП. 4. № 1039. С. 25. ПБП. 4. № 1040. С. 26.
[4] ПБП. 4. С. 548.
[5] ПБП. 4. С. 944.
[6] Переписка и бумаги. С. 11.
[7] Батуринский архив. С. 153.
[8] Автографы Петра. С. 29.
[9] ГСВ. 1. С. 123-124, 261.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.