08.05.1705, вт. П., возможно, в Головинском дворце или в Преображенском.
Во время болезни П. в Москву приехал А.Д.Меншиков (14.05) и генерал О.А.Пайкуль и в роще под Пребраженским, в присутствии П., «показывал некоторую инвенцию (для которой нарочно учреждено было место в Преображенском в роще) для незапного нападения от неприятеля», через несколько дней из села Алексеевского О.А.Пайкуль был отправлен обратно в Польшу[1]*.
Письма и бумаги П.: А.Д.Меншикову письмо о причинах своей задержки: «Я бы уже давно был у вас, толко за грехи и бесчестья мое остался здесь таким образом: в самой день выезду моего отсель взяла лихоратка, то есть в четверток, в 4 д[ень] сего месяца; чего для я принужден возвратитца, на утрее стала полехче после употребления лекарств, чего для на завтрее хотел ехать, но паки оная вяще прежнего возвратилась, потом паки лехче день был, потом паки оная ж. И так мы узнали, что чрездневная лихаратка, и того для принужден на некоторое время здесь побыть, надеясь на милость Всемогущаго Бога оной не долго быть, а естли оная продолжится, то пришлю чрез вас указы к фелтмаршалком, а вас тогда попрошу к себе <…>. Гей! Сколко от болезни, а паче от печали, что время пропадает, также разлучение с вами <…>. Дай, дай, дай, Господи Боже, вас видеть в радости. Пожалуй, поклонись от меня нашим приятелем и знаемым. Прошу для Бога, не печалтеся, я истинну написал о себе, а подробну для того, чтоб вам чрез иных инако не донеслось, как обычай, с прибавкою». Получено в Смоленске 11.05 и А.Д.Меншиков тотчас поехал в Москву, о чем писал сестрам Арсеньевым» Дарье и Варваре Михайловнам[2].
Комментарий.
* По сведениям Н.Н.Бантыша-Каменского, О.А.Пайкуль прибыл в Москву в начале мая, привез от Августа II план военных действий, план был П. забракован; О.А.Пайкуль, получив усыпанный бриллиантами портрет П., вернулся с сообщением о намерении П. «сделать королю иное пособие»[3]. Суть его «инвенции» состояла в том, что изобретенные им «ножевые лезия» – большие гвозди, более похожие на штыки, закреплялись в досках, а доски закапывались в землю, чтобы искалечить лошадей идущей в атаку кавалерии противника. Пайкуль – изобретатель и алхимик, активно пропагандировал свое изобретение, писал П., что от его внедрения ни много, ни мало, «доброе или злое окончание предбудущаго воинского походу и всея войны в том болшая часть зависити будет»[4]. По словам Чарльза Уитворта, изобретение было одобрено царем, О.А.Пайкуль получил в награду 20 тыс. руб., в обозе русской армии возили фуру с этими секретными гвоздями за царской печатью. Но о реальном применении этих «секретных гвоздей» нет сведений. Вероятно, после поражения О.А.Пайкуля от шведов в битве под Варшавой и его пленения вера в его секретные гвозди сильно ослабла.
[1] ПЖПВ. 1705 г. С. 3; Устрялов. История. 4-1. С. 442; РИО. 39. С. 184.
[2] ПБП. 3. № 819. С. 340-341; 820.
[3] Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 182.
[4] ПБП. 3. С. 809.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.