• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

05.06.1694, вт. П. в Пертоминском монастыре.




5.06.1694
5.06.1694
Шереметев Борис Петрович (25.04.1652- 17.02 1719), боярин (1682 г.), воевода Пскова (27.08.1683 - 28.12.1684), посол в Польше (1686/87), воевода Белгорода. (12.10.1689 - 19.01.1697),командующий корпусом в низовьях Днепра (1695), дипломатическая поездка в Зап. Европу (1697-1699) , командующий конницей, генерал-аншеф (1700), главнокомандующий армией, фельдмаршал (1701); определен к поселению на Котлине с 722 дв. (1712). Женя 1-ая с 1669 г Евдокия Алексеевна (урожд. Чирикова) (ум. 1703); 2-ая с 1713 г Анна Петровна (Нарышкина, урожд. Салтыкова) (ум. 1728) (Источн.: Словари и справочники; РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 201;Барсуков. С. 30, 186,)., Беспятых Ю.Н., историк , Пашков А.М., историк , Зицер Э., историк , Афанасий (Любимов-Творогов Алексей Артемьевич) (1641 – 06.09.1702), архиепископ Холмогорский (Колмогорский) и Важский (с 1682), Фирс (Шарапов), архимандрит Соловецкого монастыря, Гордон Петр Иванович (Патрик-Леопольд Го́рдон оф Охлухрис, Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries), генерал , Голубцов Н.А., историк , Корб Иоганн-Георг (Яган, Korb Johann Georg) (1672 – 1741), австрийский дипломат, автор Дневника , Тимофеев Антип, кормщик , Досифей, архимандрит, историк, Турлавиль, капитан , Гостев И.М., историк


П. из-за бури задержался в Пертоминском монастыре. П. молился в церкви на литургии: «Сам царь на клиросе пел и послания апостольские читал. Потом он лично вырубил деревянный крест, сделал на нем голландскую надпись, затем на своих плечах вынес на берег и установил там («сам своими руками соделал и нес из монастыря на раменах до места, идеже присташа первее к берегу и поставиша на месте том и подписи резными писмены на голандском языке своима же руками»*), потом распорядился о достройке монастыря и оставил там для дел майора[1]. П.И.Гордон сообщает, что к П. послан курьером капитан Турлавиль[2].

Комментарий 

* Надпись, вырезанная П. на кресте в Унской губе близ Пертоминского монастыря, такова: «Dat kruys maken kaptein Piter. Van. a. Cht. 1694» (Этот крест установил шкипер Питер в лето Христово 1694)[3]. В научной литературе существуют разночтения при описании этого, скорее всего, реального, хотя и расцвеченного легендой, эпизода плавания П. Архимандрит Досифей в «Описании Соловецкого монастыря» приводит грамоту архиепископа Афанасия на имя архимандрита Соловецкого, в которой указано, что монастырский стрелец и лодейный кормщик Антипка Тимофеев был послан в Архангельск и «в том его, государском походе он, Антипка, работал и по нашему, к Государю, доношению и прошению за ту его, Анитипкину работу, выдано ему государского жалования 25 рублей, да на сукно 5 руб., обоего 30 рублев». Кроме того, в грамоте подробно сказано, что время, проведенное Антипкой с государем «в вашу монастырскую чередную его службу и впредь ему того времени у вас на монастырь отрабатывать не велеть и денег за то время, вместо монастырской вашей работы, которая б довелась ему у вас работать, не имать, и тем ему тесноты не чинить». Это последнее положение грамоты явно навеяно просьбами самого Антипа Тимофеева, который опасался, что настоятель заставит его отрабатывать время, проведенное с царем на яхте. Из грамоты также следует, что Антипка не просто «работал» в государевом походе, но совершил что-то неординарное, если получил в награду такую большую по тем временам сумму. Вместе с тем, раскрыть содержание «героической работы» Антипа Тимофеева, в сущности, спасшего царя, архиепископа и прочих пассажиров яхты, автор грамоты посчитал неуместным. Крест был снят в 1805 г. и хранился в Архангельском кафедральном соборе, голландская надпись сохранилась отчасти[4]. По сообщению И.Г.Корба, в момент опасности, царь, в отличие от своих струсивших спутников (включая моряков, которые «уже сетовали о том, что их наука не подает им средств спасения»), проявил большое мужество, сам встал у руля и провел судно между скалами в спокойную гавань. Об этом царь рассказывал на пиру у Б.П.Шереметева накануне заграничной поездки (то есть в 1696-1697 гг.). Он же сказал, что в этот момент, как и все его перепугавшиеся спутники, дал обет Богу и своему покровителю Святому Петру поклониться ему в Риме, куда намерен отправиться, «покорив турок»[5]. В этом, переданном И.Г.Корбом (вероятно, с чьих-то слов) героически-назидательном рассказе царя, с некоторым пренебрежением к его спутникам, уже нет никакого Антипки, как и здравого суждения о том, что благополучно пройти на судне в незнакомом месте между скалами, да еще в бурю, человеку, впервые попавшему в такую передрягу, весьма трудно. История эта отразилась в поморском фольклоре. (см. Пашков. Петр Великий и его эпоха. С. 9-32). Интерпретацию символической природы произошедшего см.: Зицер Э. Царство Преображения. С. 87-91; Зицер Э. Орденоносцы и отступники. С. 212-217; Zitser. Kaptein Piter’s Hierotopy. С. 227 – 233; о судьбе креста см.: Гостев. Петр I в Архангельске. С. 41-43, 172 – 183.

.

 


[1] О высочайших пришествиях. С. 45-47.

[2] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 269.

[3] ПБП. 1. № 25. С. 21, 495.

[4] Голубцов. Крест Петра Великого. С.79-83; Досифей. Описание. 3. С. 256. 

[5] Корб. Дневник. С. 192; Беспятых. Архангельск. С. 157-163 и 182-185. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.