25.01.1694, чт. П. в Москве, а затем в Преображенском.
П. в Москве, а затем в Преображенском. В этот день царицы Наталии Кирилловны не стало во 2-м часу дня в 1 четверти (около 9 часов утра)[1].* П. обещал П.И.Гордону, «прибыть на прощальный ужин с танцами». П.И.Гордон писал: «И я поехал ко двору за 2 часа до рассвета, но не застал Е.в., который при очевидной опасности для жизни его матери простился с нею и удалился в свой дворец в Преображенском. Я поспешил туда и нашел Е.в. в крайней меланхолии и тревоге. Около 8 часов мы получили весть, что вдовствующая императрица скончалась на 42 году жизни, пролежав лишь 5 дней. Е.в. чрезвычайно оплакивал ее смерть, как и ее родные и друзья»[2]**.
Комментарий.
* См. разночтения: «Наталья Кирилловна Нарышкина, царица, вторая жена царя Алексея Михайловича. 25.I.1694 г. Вознесенский собор. С 1930 г. в подвальной палате Архангельского собора. Надпись на надгробии: "Лета 7202 генваря в 25 день в четверток в первом часу дня в последней четверти на память иже во святых отца нашего Григория Богослова преставися раба божия блаженные памяти благовернаго великаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца супруга благоверная государыня царица и великая княгиня Наталия Кириловна и погребена генваря в 26 день на память преподобнаго отца нашего Ксенофонта и дружины его Марии" Надпись на крышке саркофага полностью повторяет текст надгробия. Памятная плита хранится в фонде архитектурного декора Музеев Московского Кремля. (Панова. Некрополи. № 230).
* *М.М.Богословский предполагал, что П. намеревался выехать в Архангельск 26.01 и предупредил П.И.Гордона о том, что приедет к нему на прощальный ужин 25.01[3]. Комментатор последнего перевода дневника П.И.Гордона Д.Г.Федосов полагает, что речь идет о прощальном «ужине с танцами» по поводу отъезда полковника Джеймса Гордона на службу в Тамбов[4]. Н.Г.Устрялов интерпретирует цитированный выше отрывок из дневника П.И.Гордона так: П. выехал из Преображенского к матери, в Кремль, чтобы проститься с ней и получить благословение. Вскоре он вернулся в Преображенское и сказал П.И.Гордону, что нет никакой надежды на выздоровление. М.П.Погодин замечал: «…странным кажется, как Петр, видя мать свою умирающею, оставил ее и уехал в Преображенское». Причем, по подсчетам М.П.Погодина, П.И.Гордон приехал в Кремль в час до света, и П. уже там не было, так как он уехал в Преображенское, а в 8 часов получено известие о кончине матери, царицы Наталии Кирилловны, оно было в дороге час, следовательно, царица Наталия Кирилловна умерла около 5 часов, то есть через часа за четыре после отъезда П. «И здесь обнаруживается его своеобразный характер: он не хотел или не мог дождаться двух-трех часов и удалился. Может быть, она была без памяти или страдала сильно, и Петру было слишком тяжело видеть эти страдания. Но все-таки сыну оставлять умирающую мать противно чувству»[5]. Кажется, что мы так никогда не узнаем настоящую причину столь странного поведения сына, который и на следующий день не явился на похороны собственной матери. Вполне возможно, что уже тогда П. руководствовался своим отношением к смерти, выраженным позже не раз так, как он писал кн. П.А.Голицыну по поводу смерти его жены: «…понеже невозвратного возвратить невозможно, а особливо, что сие от Бога, а не людей, того ради не надлежит вдавать себя в печаль, но преодолевать разсуждением»[6].
[1] Устрялов. История. 2. С. 161; Захаров. Записные разрядные книги. С. 144..
[2] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 244-245, 554.
[3] Богословский. Петр. С. 160.
[4] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 564.
[5] Погодин. Петр Первый. С. 48.
[6] КПБ. 79. Л. 149.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.