07/18.09.1713, пн. П. на флоте.
П. на флоте, поутру в залив у кирхи Поя прибыл шаутбенахт И.Ф.Боцис с 8 скамповеями и П. на скамповее «Св. Александр» пошел к Гельсингфорсу, а Ф.М.Апраксин остался с войсками на суше. В тот же день скамповея подошла к шведскому флоту и стала вдали от него, не бросая якоря. П. и свита ездили на 17 шлюпках на остров, чтобы ближе рассмотреть противника. Э.Ю.Лиллье, увидав шлюпки, послал в том направлении три корабля. П. с острова вернулся на скамповею, суда пошли к Гельсингфорсу и, «отшед недалече», ночевали у острова (неизвестного). В тот же день к шведскому флоту был послан с письмами поручик З.Д.Мишуков и к вечеру возвратился[1]. Герасимус Эрбо писал, что «царь сел на галеи. Я поехал с ним. Мы снова прошли в расстоянии близкого пушечного выстрела мимо шведского флота и 19-го (т.е. 08.09 – Е.А.) прибыли в Гельсингфорс»[2].
Письма и бумаги П.:Ф.М.Апраксину письмо со скамповеи «Святой Александр»: «По отъезде от вашей милости я был близко швецкой эшквадры. И сколко в сие короткое время осмотрел, то невозможно ныне кажетца проехать, ибо близ материка, когда поехала наша шлюпка, то по оной стреляли и тотчас два корабля на парусах к нам пошли и, не дошед, паки повернулись»; дано описание побережья; выражает сожаление, что с собой не было брандеров, т.к. шведы стоят тесно, место узко, «а особливо в нынешния темны ночи и те туманы»[3]*.
Разные письма и бумаги:1-2. Сенатские указы: о погодной службе купецких людей[4]; о постое гарнизонных полков[5].
Комментарий.
* Россия, не обладая сильным корабельным флотом, испытывала трудности с дальнейшими завоеваниями, точнее – с давлением на собственно Швецию. Поэтому мысли П. устремились к Дании, обладавшей сильным флотом, который мог противостоять шведскому. П. 20.09 писал послу в Копенгагене кн. В.Л.Долгорукову о необходимости привлечь датский флот к действиям против морских сил Швеции: «А далее шхерами до Аланта и оттоль до шветских берегоф пройтить скамавеями и брегантинами отнюдь невозможно, ибо неприятели имеет о самой материк глубь и свободный проход з большова моря большими караблями в трех местех, а именно: Твериминде, Ангут (Гангут), Юмфорзунт <…> во оном вице-адмирал Лили (Э.Ю.Лиллье – Е.А.) с шквадрою, где наши скамповеи две недели под оным лежали, чтоб обойтить мимо, но не могли. Также паче всех тех мест зело широкой переезд от Галанта до шведского берега, где никоими мерами от больших караблей пройтить невозможно, ибо на многия мили чисто и нигде островоф. А мы большими кораблями не сильны, только имеем 11 линейных караблей. И из тех иные по нужде годятца, понеже меньше петидесят пушек». Поэтому П. просит сообщить королю Фредерику IV, что шведская армия отступает за Торунь, «куды нам итить невозможно за дальностию, а морем для вышенареченного нельзя». Поэтому П. предписывает послу прозондировать возможность совместных операций двух флотов, но при этом предостерегает: «… сего отнюдь сам им не зачинай, разве оне зачнут, дабы их тем не вздорожить, но только предложа вышеписанное, требовать ответу немедленного»[6]. В письме А.Д.Меншикову от 21.09 П. откровенно писал о своем отношении к Дании: «А раздражать их поступки не надобно для шведаф, а наипаче на море. Ежели б мы имели довольство на море, то б иное дело, а когда не имеем, нужда оных флатировать, хотя что и противное видеф, чтоб не отогнать»[7]. Однако, разрабатывая этот план совместных с датчанами действий, П. одновременно поддерживал игру А.Д.Меншикова с голштинцами и пруссаками по поводу секвестра Померании, чем невольно разрушал план совместных с датчанами действий против Швеции.
[1]ПЖПВ. 1713 г. С. 44.
[2]Юль. Записки. С. 394.
[3]ПБП. 13-2. № 6200. С. 109-110; МИГО. 1. С. 41-42.
[4]ПСЗ. V. № 2711. С. 54.
[5]ПСЗ. V. № 2712. С. 54-55.
[6]ПБП. 13-2. С. 116-117.
[7]ПБП. 13-2. С. 118.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.