• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

11-12.07.1713. П. в Кипени.




11.07.1713
12.07.1713
Крюйс Корнелий Иванович (Крейс, Крус, Креус, Cruijs Cornelis, Cruis Cornelius) (1655-1727), норвежец на голландской службе, матрос, капитан торговых судов, капер, унтер-экипажмейстер Амстердамского Адмиралтейства (с 1696), на русской службе с 1698 г., вице-адмирал, командующий Азовским флотом (1699) и Балтийским (1704-1705) и позже, в ссылке в Казань (1714-1715), вице-президент Адмиралтейской коллегии (1717). Жена с 1681 г Катарина (рожд. Фоогт)(Источн.: словари и справочники)., Апраксин Федор Матвеевич (Адмирал) (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), упомянут как адмирал среди написанных к строение на Котлине с 355 дв. (1712), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущева), (ум. 1702) (Источн.: ДПС. 2-2. С. 101; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Рейс Ян (Реза, Рез, Абрахам, Авраам, Rees, Reez van), капитан-командор , Шелтинга Вейбрант (Шелтинг, Шельтинг, Wybrand Scheltinga) (1677 – 18.06.1718), голландец, на русской службе с 1704, капитан-командор, командовал эскадрами и кораблями, умер на корабле Марльбург от удара (Источн.: ОМС. С. 514-515; Мегорский. Морские служители. С. 219)., Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок


 

Русская эскадра преследовала от Гогланда шведские корабли, во время преследования флагманский корабль К.И.Крюйса «Рига» сел на камни, следом сел на камни и корабль «Выборг» (флагман - капитан-командор Вейбрант Шелтинга). Остальные корабли вначале продолжили погоню, но потом, из-за бездействия капитан-командора Яна Рейса, вернулись к флагману и сняли «Ригу» с камней. Вскоре поднялся сильный ветер, «Выборг» же «гораздо потек и снять было нельзя», с него сняли пушки и затем сожгли. Шведы беспрепятственно удалились. Эскадра пошла в Ревель, а потом (вместе с пришедшими из Англии пятью кораблями вернулась в Кронштадт[1]*. Позже состоялся суд над виновниками аварии.         

Комментарий. 

* К.И.Крюйс в письме Ф.М.Апраксину от 31.07 (с «Риги» от Гаривалдая) так описывал происшедшее: встретили при Гогланде три шведских корабля «и мы за ними бодро поступили гнаньем и гнались всю ночь <…> 11-го числа <…> с зачинания дня приставили мы все парусы, лисели, как вышние, тако и нижние, однако неприятель вперед жестоко шел; в 4-м часу по полуночи начал неприятель каждый из 4-х пушек из кормы стрелять на наших крейсеров и оные наши мусили все парусы, кроме марселев забрать; в 6-м часу приближался я в выстрел мушкетный к ним со всеми парусами, лиселями и прочими и тако были все в готовности, чтоб по четверти часу неприятельского капитан-командора абордировать, токмо Господь все сие не допустил, понеже мель каменная под водой прямо в фарватере, на которую вначале капитан-командор [Вейбрант] Шельтинг[а] обмелился, потом вскоре и мой корабль, а неприятельский командор с половины длины корабля от нас был, також на мель попадал и другие при нем, убавя парусы, токмо однако ж сходили, сие несчастие во флоте Ц.в. учинило великую конфузию или непорядок, как чинится и в прочих флотах, когда главнейший во несчастьи будет и порядок который определен тогда рушится, понеже я <…> бывал при таких делах. Еще один Е.ц.в. корабль, именованный «Эсперанс» тако ж притыкался к оной мели. Сие несчастие дало время неприятелю соединиться со своими товарищами к Гельсингфорсу. Мой корабль стоял 1 1/2 часа на мели и сбил с мели, токмо нам всем в печаль, капитан-командора [Вейбрант] Шельтинга корабль проломился о камень тут, стоя на мели того ж дня под вечер и мы по совету корабельному, выбрав сколько возможно с того корабля, 12-го числа того ж месяца оный корабль мусили сжечь и видели, что по воду сгорел. Того ж вечера видели мы 7 неприятельских кораблей на якоре, да 2 на парусах по ту сторону Гельсингфорса, и оные веселилися, как можно видеть, палили из пушек». 15-го шведы ушли от Гельсингфорса, 16-го наши подошли к Ревелю, неприятель вечером явился в виду от Ревеля в 21 парус, курс имел к Дагерорду. 23-го отошли от Ревеля, 25-го были у крепости Св. Александра, «пока я жив такой трудной и печальной компании не имел, как нынешняя»[2].

 

 


[1]Ден. История. С. 35-36; ГСВ. 1. С. 399.

[2]МИРФ. 1. С. 421-422.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.