14.03.1705, ср. П. в Воронеже.
П. в Воронеже. Бояре в Ближней канцелярии слушали выписку о выдаче солдатам двух полков (А.А.Вейде и Бутырского) прибавочных денег за участие в Троицком походе, и постановили «давать по-прежнему»[1].
Письма и бумаги П.: 1. Б.П.Шереметеву письмо в ответ на его письмо с жалобой на разделение командования с Г.Б.Огильви («Писмо ваше я принял, из которого увидел вашу печаль, о которой воистинну жаль мне, что напрасно, и зделано не для какова вам оскорбления, но ради лучшего управления, о чем пространнее будет вам доносить ваш товарищ. Однакож, за тем вашим сумнением, я остановил то дело до своего приезду, а велел быть по-старому»)[2]; 2. А.Д.Меншикову письмо касательно его идеи о разделении командования войсками, также благодарит за присылку собаки, «за что взаимно посылаю нечто вам своих трудов (это была токарная работа П., «оточеная коробочка»[3] - Е.А.). Дай Боже, чтоб в радости вам отдали, а паче б нам видеть вас в том самим. Для Бога, не забудь о нашей езде, куда мне ехать, в Питер ли бурх или в Полшу, как я сам с вами говорил». Приписка: «Всем поклонился и деда поцеловал, а у бабушки исправленья по силе есть, толко истинно худенка, а болше сам знаешь для чего», также о живописце Ф.Васильеве. Меншиков отвечал из Полоцка 29.03, ответ в Воронеже получен 12.04. Меншиков советовал П. приехать прямо в Витебск, «а в Санктпитербурх видитца нам, что ехать вам уже некогда», подхватил он и малопонятную ныне (вполне возможно – неприличную) шутку о «дедушке» (А.В.Кикине) и неизвестной «бабушке» («Но паче зело ис того повеселился, что дедушка не оставлен и бабушка отчасти исправно во своих делех поступает»), в цыдульках к письму сообщает о передвижении А.Л.Левенгаупта, о переписке с генерал-поручиком саксонских войск О.А.Пайкулем[4]; 3. Г.Б.Огильви письмо (не сохр.) предположительно о разделении командования армией с Б.П.Шереметевым[5]*.
Комментарий.
* Принятый на русскую службу Г.Б.Огильви сразу же не понравился петровской элите. В начале 1705 г. он даже просил П. об отставке из-за конфликта с Т.Н.Стрешневым, но П. уговорил его остаться. Весной у Г.Б.Огильви началась распря с Б.П.Шереметевым, а потом с А.Д.Меншиковым, и, наконец, с самим П. Истоки этого конфликта не только в амбициях полководцев, различии их представлений о субординации, полномочиях, обязанностях, но и вообще в различии менталитета европейского полководца, шотландца по происхождению, с менталитетом русского боярина и воеводы (Б.П.Шереметева) или всесильного фаворита царя (А.Д.Меншикова). При этом, кажется, что сам А.Д.Меншиков способствовал разжиганию этого конфликта. Идея разделения командования поначалу исходила от самого Меншикова. Не исключено, что это сделано им с целью поселить рознь между двумя фельдмаршалами и получить с этого себе какие-то дивиденды, но потом он решил от этой идеи отказаться и до прибытия П. в армию сохранить в ней единоначалие. П. же, во всем потворствуя фавориту, и – вероятно – не доверяя новому фельдмаршалу, одобрил это «начинание» А.Д.Меншикова, а затем, опять же по совету фаворита, остановил реализацию этого плана. В письме 14.03.1705 он писал А.Д.Меншикову: «Писал ты, чтоб разделить пехоту надвое и конницу, а не так, чтоб у одного конница, а у другова пехота, и что из того лутче будут поступать радетелнее и о том предлагаю, что сие кажется лутче: понеже, как говорят, пеший конному не товарищ, к тому ж сам известен, что нам не для чего искать боя генерального, но паче от него удаляться, а неприятеля тревожить скорыми способами налегке и для того полки всегда будут врозни, а когда врозни, как может каждый командующий управлять половиною чужой команды? В том еще большая связка будет и установка, например, когда понадобится вся конница, возми у другого, а вместо того приказывай ему свой обоз, когда возвратится, паки разделяй. Это кажется весьма неприлично, и Борису Петровичу [Шереметеву] печалиться не для чего потому, как ты сам ведаешь, у высоких генералов не бывает определения, но по случаю времени командуют больше и меньше, также иногда конными, иногда пешими. Однакож, когда вы некоторое препятие увидели, то мочно, до моего приезду в Полшу быть по старому тою причиною, что полки теперь стоят зело далеко на станциях промежду себя, о чем пошлю писмо к Огвилдию (Г.Б.Огильви – Е.А.); однакож впредь инако невозможно быть, как я зделал. И для ведома, как писал и к Огвилдию, послал список при сем писме; и к Борису Петровичу [Шереметеву] писал же каратенка, объяви ты пространнее»[6]. Позже, в 1708 г., эта странная, неграмотная с военной точки зрения, идея была применена к самому А.Д.Меншикову, когда П. разделил командование армии надве: пехотой командовал Б.П.Шереметев, а конницей – А.Д.Меншиков. Итогом стало проигранное (во многом из-за несогласованности действий двух командующих) сражение при Головчине.
[1] ПСЗ. IV. № 2172. С. 396.
[2] ПБП. 3. № 788. С. 296; Устрялов. История. 4-1. С. 361-362.
[3] ПБП. 3. С. 775.
[4] ПБП. 3. № 789. С. 297-298, 773-774.
[5] ПБП. 3. С. 771-772.
[6] ПБП. 3. № 789. С. 297-298, 774.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.