04.10.1691, вс. П. в Преображенском.
П. в Преображенском. В тот же день П. пришел в Кремль, был на литургии, потом с царем Иваном пришел в Успенский собор, моления патриарха Адриана, поздравления по случаю рождения царевича Александра Петровича. На государях были кафтаны «байберековые, белаго цвету», потом в Передней П. жаловал бояр и пр. питиями и водкою. В тот же день П. вернулся в Преображенское[1]*. П.И.Гордон пишет, что поздравлял П., «угощался и оставался с нашими ротами всю ночь»[2].
Комментарий.
* Кн. Б.И.Куракин писал, что царевич Александр Петрович был последним ребенком в семье П., после этого П. перестал бывать во дворце у царицы Евдокии Федоровны и у него появились фавориты-мужчины «из простых»: М.С.Буженинов, сын служки Новодевичья монастыря, сын подьячего Григорий Лукин и многие другие. Они окружали П. «денно и ночно. И от того времени простого народу во все комнатные службы вошли, а знатные персоны отдалены». У сержанта Преображенского полка М.С.Буженинова был двор при полковой съезжей, и в нем П. стал ночевать и «тем первое разлучение с царицею Евдокиею началось, токмо в день приезжал к матери (царице Наталии Кирилловне – Е.А.) во дворец, и временем обедывал во дворце, а временем на том дворе Буженинаго (М.С.Буженинов – Е.А.). И так продолжалось до смерти царицы Наталии Кирилловны. Помянутая царица Наталия Кирилловна возненавидела царицу Евдокию [Федоровну] и паче к тому разлучению сына своего побуждала, нежели унимала». В этом месте комментаторы обращают внимание читателя на сугубо аристократическую позицию кн. Б.И.Куракина, родственника царицы Евдокии Федоровны через свою жену Ксению Федоровны (урожд. Лопухину), в оценке поведения П.[3]. Мне кажется, что кн. Б.И.Куракин хотел сказать, что простолюдины окружили государя и отторгли его от царицы Евдокии Федоровны, ибо стали с ним сожительствовать, что было бы, по мнению кн. Б.И.Куракина, невозможно со «знатными персонами». Вот тут уж, действительно, проявился аристократический комплекс кн. Б.И.Куракина, пребывавшего в заблуждении, что знать является носителем особо высокой христианской нравственности, осуждающей мужеложество .
[1] ДР. IV. Стб. 610; Болотина. Перенесение мощей. С. 15.
[2] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 88.
[3] Куракин. Гистория. С. 68-69.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.