• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

25.12.1690 – 06.01.1691, Святки.




25.12.1690
6.01.1691


Славления*.

Комментарий.

* Мы не знаем, когда именно П. основательно вовлекся в святочные славления, точнее, превратил их – вполне традиционный обряд русского общества - в гомерические развлечения пьяниц, род обязательной службы, уклонение от которой наказывалось также строго, как неявка на воинскую службу. В науке принято считать, что это произошло в начале 1690-х гг. и чаще всего славления проходили в Москве. При этом «служба» эта с годами формализовалась. Главой празднества был шут П. кн. Ю.Ф.Шаховской, «кавалер ордена Иуды», получивший за свою службу в 1710 г. боярство (естественно, что в насмешку над почетнейшим прежде чином). Местом сбора славильщиков было или Преображенское или Потешный двор, а делопроизводство вел подьячий Разрядного приказа Иван Ардабеев. Общее число славильщиков составляло 200-300 чел., среди которых ведущую роль играли члены Всешутейшего собора. Кн. Б.И.Куракин писал об этом постоянном развлечении П.: «Возвращусь топерь описывать о забавах святошных, которые при дворе бывали, внесены и начаты чрез одного вымыслом из спальников Василья Алексеева сына Соковнина. Старой обычай есть в народе российском, что пред праздником Рождества Христова и после играют святки, то есть в дом друзья между собою сбираются в вечеру и из подлых людей сами одеваются в платье машкараты. А у знатных людей люди их играют всякия гистории смешныя. И по тому обыкновению Ц.в. при дворе своем также играл святки со своими комнатными людьми и одного избрали за главу и установителя той потехи Василья Соковнина которого назвали «пророком». Сей муж был злой и всяких пакостей наполнен. И в тех святках что происходило, то великою книгою не описать, и напишем что знатного. А именно: от того начала ругательство началось знатным персонам и великим домом, а особливо княжеским домом многих и старых бояр: людей толстых протаскивали сквозь стула, где невозможно статься; на многих платья дирали и оставляли нагишем, иных гузном яйца в лохани разбивали; иным свечи в проход забивали, иным на лед гузном сажали; иным в проход мехом надували, отчего един Мясной, думный дворянин (В.Д.Мясной – Е.А.) умер. Иным многия другия ругательства чинили. И сия потеха святков так происходила трудная, что многие к тем дням приуготовливалися как бы к смерти. И сие продолжалося до езды заморской в Голандию» [1]. Заметим, что и после поездки в Голландию славления продолжались и в Москве, и в СПб с не меньшим размахом, причем обычно после славления П. болел.

Замечено также, что П. было недостаточно отведенных церковным календарем для славления 12 дней, и он растягивал их до Масленицы. Только Великий пост прекращал эти тягостные для множества людей пьяные безобразия царя и его окружения. Так, 18.02.1705 г. П. выехал в Воронеж «от Строганова (Г.Д.Строганова – Е.А.), во окончании славленья, в самый день заговления на Масленой»[2]. Подр. см.: Е.Агеева О.Г. О взаимоотношениях русского монарха.

 


[1] Куракин. Гистория. С. 73-74. 

[2] ПЖПВ. 1705 г. С. 1, 21; ГСВ. 1. С. 251; Устрялов. История. 4-1. С. 1, 359.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.