08.05.1723, ср. П. в СПб.
П. в СПб, был с Екатериной у обедни в Троице; был в присутствии Адмиралтейской коллегии, слушал дела и выносил решения. Был на похоронах голштинского тайного советника Геспена, приехал в его дом около 6 часов, т.к. после обеда П. ездил куда-то по воде. В доме покойного П. одел поданную ему мантию, флер и белые перчатки, внимательно слушал надгробную речь пастора Ремариуса, некоторые места, которые ему нравились, он «переводил <…> по-русски старому генерал-адмиралу графу [Ф.М.] Апраксину и другим русским господам, стоявшим около него, изъявлял также телодвижениями свое одобрение, когда придворный проповедник коснулся хороших душевных качеств покойника». П. шел пешком до конца проспекта, до дома генеральши Матрены [Ивановны] Балк. Там он сел в кабриолет и поехал вперед в Александро-Невский монастырь, потом вернулся в дом покойного и три часа просидел за поминальным столом. «Большую часть гостей отвезли домой пьяными, и я и не помню, как попал на свою постель»[1].
Письма и бумаги П.: 1. П., «будучи в Адмиралтейств-коллегии, изволил слушать и собственноручно подписать нижеследующее» (указы – Е.А.): об выпускниках Академии; о жаловании и прочих адмиралтейских делах, о лесе, о салютации со шведами, о приеме в гардемарины, о выдаче паспортов и налоге с уходящих иностранных кораблей, о секретарях при флагманах и капитанах портов, о передаче фабрик Адмиралтейства в ведение Мануфактур-коллегии, о ведении Адмиралтейской коллегии пергаменным двором, о вдовском и сиротском жаловании адмиралтейских служителей, об отпуске за границу малярного мастера Вельсе, о россиянах, обучавшихся малярном делу в Голландии, о шведских негодных в починку судах, о железных припасах и пушках; об определении к делу обучившихся за границей навигаторов, об именных списках при выдаче провианта, о приеме лесов из Обер-сарваерской конторы, о помощниках генерал-кригс-комиссара, об определении вагмейстеров и унтер-вагмействеров на Котлине и в Ревеле, о ранге корабельных комиссаров, о школах в провинциях и невысылке туда детей церковников[2]; 2-4. В Адмиралтейской коллегии П. подписал указы: о судебном разбирательстве ссор морских служителей в коллегии согласно Сухопутному уставу, для чего приказал выбрать обер-аудитора[3]; о даче жалования флагманам против генерал-лейтенантов и внесении этого уравнения в Табель о рангах[4]*; об определении к местам работы обучившихся в Голландии русских столяров и переводе столяра Яна Шмита на Партикулярную верфь. (Протокол присутствия подписали: C.Cruis (К.И.Крюйс – Е.В.), Gordon (Томас Гордон – Е.А.), V. Wilster (Д.Я.Вильстер – Е.А), Наум Синявин (Н.А.Сенявин – Е.А.), обер-секретарь И.А.Тормасов)[5]; 5. Указ (переданный через А.М.Девьера) об учреждении полиции в Кронштадте «по регулам во всякой окуратности»[6]; 6-7. Указ именной об учреждении должности директора в Конторе Адмиралтейства[7]. Назначение директором в эту контору капитан-командора И.А.Сенявина[8]; 8-9. У.А.Сенявину указ о посылке в Дубки садовников; капитану Ивану Алмазову, управляющему в Дубках, о посадке деревьев[9]**; 10. Б.И.Неронову указ отправить из Ревеля в Дубки садовника[10].
Комментарий.
* Оформлен как указ именной, объявленный Ф.М.Апраксиным[11].
** Об И.Д.Алмазове см. ст. Жданов. Иван Алмазов: прораб петровского времени; Макаров. Заместитель директора Канцелярии..
.
[1] Филиппов-12. С. 15; Берхгольц. Дневник. 2. С. 68-69.
[2] ЗА. 2-3.С. 598; МИРФ. 4. С. 564-567; Автографы Петра. С. 108.
[3] МИРФ. 4. С. 583.
[4] МИРФ. 3. С. 227; КПБ. 103. Л. 471; Автографы Петра. С. 108-109.
[5] КПБ. 103. Л. 470, 473-479.
[6] ПСЗ. VII. № 4214. С. 57; КПБ. 103. Л. 480.
[7] ПСЗ. VII. № 4213. С. 57.
[8] МИРФ. 3. С. 380.
[9] Голиков. ДПВ. 9. С. 486.
[10] Голиков. ДПВ. 9. С. 486.
[11] ПСЗ. VII. № 4215. С. 57.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.