06/17.12.1716, чт. Из Амсфорта П. поехал и ночевал в Наргоне (Нарден).
06/17.12.1716, чт.
Из Амсфорта П. поехал и ночевал в Наргоне (Нарден)[1]. Оттуда, судя по счетам на расходы, П. двинулся в Утрехт, где было нанято судно-баржа, которую тянули по бечевнику лошади до Амстердама. Его сопровождали: Г.И.Головкин, кн. В.Вл.Долгоруков, П.И.Ягужинский, М.Д.Олсуфьев и поп И.Х.Битка, прибыли в Амстердам[2] около 4 часов. В Амстердаме он кушал у Христофора Бранта[3]. О том же пишет П.П.Шафиров из Амстердама А.Д.Меншикову: П. «изволил притти сюда инкогнито на Треншут в 6 день декабря ввечеру прямо на двор к господину [Христофору] Бранту, а мы приехали на завтрее со всем экипажем. И того дня были у Е.в. депутаты статское (в смысле Штатов – Е.А.), а именно милорд Альбеморле (Кеппел А.Й., граф Албемарль – Е.А.) фаворит умершего аглинского короля Вилгелма (Вильгельма III – Е.А.), бургомистр Иопт и иные три человека, которые Е.в.унял обедать с собою»*, были также в тот день другие официальные лица с поздравлением[4].
В этот день П.А.Толстой послан в Ганновер «для учинения договора касательно всоможения России аглинским флотом противу Швеции», Георг I отложил переговоры до Лондона, Толстой уехал из Ганновера 07.01.1717 (н.ст.?)[5]
Письма и бумаги П.: записи расходов: «за 2 бутылки вина в Амсфорте 2 гульдена и 4 штивена; от Амсфорта до Нардена пасажгелту - 8 червонных и 12 штивенов; «мужикам амсфордским дринкельту, понеже везли без найму - 13 червонцев», вагенмейстеру по ордеру - 2 червонца; в Утрехте за провоз линей до Амстердама - 4 червонца, пасажгелту - 1 червонец 10 штевенов; по дороге на Амстердам «пасажгелт - 1 червонец; мужикам дринкгельт - 2 гульдена, за подряд шойты от Утрехта до Амстердама - 1 гульден <…>, от Утрехта четверть часа за хлеб и прочее…»[6].
Разные письма и бумаги: 1. К.Н.Зотов – П. о переговорах насчет женитьбы царевича Алексея на французской принцессе.[7]**; 2. Н.А.Сенявин – П. о своем прибытии на корабле «Страфорде» к Тексиль.[8]
Комментарий.
* Согласно легенде, когда делегация Штатов во главе с графом Альбемарлем приветствовала царя, граф произнес изысканнейшую речь. П. в ответ сказал: «…я благодарю вас, граф, хотя я вас и не понял. Я учился моему голландскому языку у корабельных плотников, но языку, на котором вы говорите, я никогда не учился». В другом варианте легенды сказано: к П. прибыли бургомистры и предложили ему занять отель «Большой Дулен», он отклонил их предложения об оплате его расходов и только попросил беспошлинно пропускать съестные припасы для него. В этот день Христофор Брандт дал роскошный обед[9].
** Инициатива К.Н.Зотова оказалась крайне неудачна – царевич как раз в это время пустился в бега и П. через А.В.Макарова сделал Зотову выговор, тот попал в немилость и не был взят с царем в Париж. (Мезин. Усердный своему отечеству Конон Зотов. С. 210).
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 102; Петр Великий в Ниерландах. С. 100 – 101.
[2] ПЖПВ. 1716 г. С. 53; Luber. S. 50.
[3] ПЖПВ. 1716 г. С. 102.
[4]Редин, Серов. Второе путешествие. С. 483.
[5] Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 131.
[6] Сб. выписок. 2. С. 24.
[7] Болотина. Династические проекты. С. 46. см. Мезин. "Усердный к своему отечеству".
[8] Кротов, Акишин. Вице-адмирал Н.А.Сенявин. С. 83.
[9] Лацинский. Петр Великий. 166. С. 322, 323.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.