23.07.1721, вс. П. в СПб.
П. в СПб, с Екатериной, царевнами (Анной, Елизаветой, Наталией Петровнами), герцогом Голштинским Карлом-Фридрихом гуляли на барках и были в Екатерингофе до ночи[1]. Ф.В.Берхгольц писал, что катание было устроено после обеда, П. ехал на барке с Екатериной, стоял у руля, а Екатерина и дети сидели в каюте. Когда верейка герцога [Карла-Фридриха] поравнялась с царской баркой, то П. и герцог раскланялись, Екатерина и дочери отвечали на поклоны из своих окон, на барке играли валторнисты, на других судах также играла музыка. Суда плыли до Екатерингофа, и когда шли мимо Адмиралтейства, царь «закричал ему (герцогу Карлу-Фридриху– Е.А.), что в четверг будет спущен на воду новый корабль». В Екатерингофе все гости сошли на берег, где был накрыт стол с закусками, «царь и некоторые другие ходили взад и вперед и по временам брали что-нибудь из поставленных на нем плодов», царица подавала каждому бокал «превосходного венгерского вина», гости гуляли, беседовали с дамами, слушали валторнистов герцога Карла-Фридриха. «Между тем стало уже становиться довольно поздно. Ее величество[Екатерина] встала, чтобы напомнить царю, что пора ехать назад, и в это время незаметно вручила камер-юнкеру В.И.Монсу двенадцать червонцев для передачи валторнистам. Но так как государю не хотелось еще ехать, то начали опять разносить большие стаканы с венгерским, от которого мы порядочно опьянели», потом вернулись в СПб[2]*.
Письма и бумаги П.: 1. Указ Сенату о посылке чиновников в провинцию и дворян, которые не у дел, или «токмо для прикрытия своего житья имеет» переписать и чтобы к Новому году были в Москве и СПб, «без всякой поманки»[3]; 2. Рисунок корабля или лодки рукой П.[4]; 3. Словесное объявление именного указа об образовании Комиссии С.А.Колычева для смотра и разбора царедворцев и дворян[5]; 4. В книге записи указов Канцелярии В.Н.Зотова под 26.07 записано, что «сего июля 23-го дня В.г., будучи в Сенате, слушав о том докладную выписку, указал <…> всего государства протопопов, попов и дьяконов самих в расположение полков на души с протчими не класть»[6].
Комментарий.
* В «Истории Сената» указано, что 23.07 П. был в Сенате «и объявил здесь несколько именных указов»[7]. Это, вероятно, ошибка. О пребывании П. в Канцелярии Сенвта и оглашении указа об обязанностях С.А.Колычева пишет и А.В.Захаров («Генеральный смотр». С. 169). Все вышеописанное можно увязать выражением «катание после обеда». Обычно П. занимался делами рано утром.
[1] ПЖПВ. 1721 г. С. 53.
[2] Берхгольц. Дневник. 1. С. 172-174.
[3] РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 14. Л. 128 об.; РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л.64; КПБ. 98. Л. 33-35.
[4] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 13. Л. 66 об-67; Баранов. Архив. 1. С. 75.
[5] Бабич. Государственные учреждения. С. 284.
[6] РГАДА. 350. 3. 1. Л. 312.
[7] История Правительствующего Сената. 1. С. 103.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.