08.07.1689, пн., Праздник Явления иконы Казанской Богоматери. П. в Кремле.
П. в 4 часа дня пришел из Коломенского в Кремль, «и в 5-м часу дня» цари П., Иван и Софья Алексеевна от церкви Спаса Нерукотворного Образа шли за иконами в Благовещенскую церковь, «против угла Грановитые палаты» иконы и государей встречал патриарх «со властми, и со освященным собором. И, знаменався у святых икон, и, подав святейший патриарх им, Великим государем, благословение, пошли в соборную церковь Успения пресвятые Богородицы. А вошед в церковь, изволили Великие государи знаменаться у святых икон и у чюдотворных мощей, а в то время патриарши певчие пели им, Великим государем, многолетие. А после многолетия из соборной церкви Великий государь царь и великий князь Иоанн Алексеевич, Великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы изволили иттить за святыми иконы и за честными кресты в Спасские ворота на Лобное место. А великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил святые иконы и честные кресты из соборные церкви проводить до соборные ж церкви архистратига Божиа Михаила и изволил он, Великий государь, приттить в тое церковь. И, знаменався у святых икон и у мощей благовернаго царевича Димитрия, изволил с Москвы иттить в то же вышепомянутое село Коломенское»[1]*.
Комментарий.
* Считается, что во время этого крестного хода у П. произошла ссора с Софьей Алексеевной, которой П. пытался запретить ходить в крестном ходе (или пенял ей, что она шла с непокрытой головой[2], что маловероятно). Софья Алексеевна не послушалась, взяла икону и пошла в шествии, тогда П. оставил ход, сам вошел в Архангельский собор, а потом в гневе уехал в Коломенское (или в Преображенское). Кн. Б.И.Куракин писал, что обострению отношений брата и сестры предшествовали следующие действия Софьи Алексеевны: она делала червонные «под своей персоною в короне» (они, действительно, сохранились [3]) и имя свое внесла в титул государственный, «учинила себе корону и давала овдиенции публичныя послам польским и шведским, и другим посланникам в Золотой палате, что все то принято было за великую противность от брата ея, царя Петра Алексеевича». Ходили также слухи о ее намерении выйти замуж за кн. В.В.Голицына, но по отбытии его в Крым Ф.Л.Шакловитый «весьма в амуре при царевне Софии профитовал и уже в тех плезирах ночных был в большей конфиденции при ней, нежели князь [В.В.] Голицын, хотя не так явно». По всеобщему мнению, падение кн. В.В.Голицына было неизбежно, его держали «для фигуры за первого правителя, но в самой силе и делех бы был помянутой Щегловитой (Ф.Л.Шакловитый – Е.А.)». Когда позже требовали его выдачи в Троицу, Ф.Л.Шакловитый «был содержан в комнатах у царевны Софии Алексеевны и при выдаче его был исповедан и приобщен Святых Таин отцом ее духовным ключарем Иаковом»[4].
[1] ДР. IV. Стб. 457-458.
[2] Бушкович. Петр Великий. С. 163.
[3 ]Золотые монеты в истории династии Романовых. C. 109.
[4] Куракин. Гистория. С. 54-55; см.: Соймонов. История. С. 42; Погодин. Семнадцать первых лет. С. 155; Устрялов. История. 2. С. 50.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.