• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

24.07.1709, вс. П. в Киеве, был на службе в Софийском соборе.




24.07.1709
24.07.1709
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) , как "ближний человек" был с П. в Архангельске и в Осударевом походе, граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), сержант Преображенского полка,генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), сенатор (15.12.1717), первым подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1717-1724, 1726-1727). , Бушкович П. (Bushkovich P.), историк, Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Мазепа Иван Степанович (Мазепа –Колединский) (20.03.1639 – 21.09.1709), светлейший князь (с 1707), гетман Войска Запорожского (с 25.07.1687), перешел на сторону шведов (октябрь 1708), умер в изгнании., Ракоци II Ференц (Ракоций, Ракцый, Франц, Франсиск-Леопольд, Rákóczi Ferenc), князь Трансильвании , Недецкий Александр, венгерский дипломат , Ираклий, святой, Самсон, библейский герой , Герберштейн Сигизмунд, путешественник, Платонов С.Ф., историк , Чистович И.А., историк , Люстров М.Ю., историк


П. в Киеве, был на службе в Софийском соборе. Профессор Феофан (Прокопович) произнес речь в честь Полтавской победы и затем угощал П. и других обедом[1]*. Прибытие чрезвычайного посланника от Ференца II Ракоци  Александра Недецкого[2].

Комментарий.

* «Панагирикос или Слово похвальное» в Собрании сочинений Феофана по ошибке датируется 10.07[3]. Слово Феофана является образцом жанра «победословия»[4]. В этой яркой речи Феофан воспел победу на Полтавском поле как «дело неслыханное, дело преславное», величие победы прямо связал с силой и могуществом противника, кичившегося своей непобедимостью, сравнил П. с «Самсоном, иже льва растерза» и Ираклием, который «многия неукротимыя звери и змея семиглавнаго умертви». Оратор предложил мерить совершенное П. «не иным мерилом мерим, токмо силою и храбростию побежденнаго от тебя супостатата, свирепством и лютостью льва Свейскаго ногою Твоею попранного». К этой теме он, как опытный оратор, возвращается не раз, подчеркивая, что «является великая победы нынешней слава яко силной и страшный побежден есть». Обращение Феофана к подвигу библейского Самсона (он не забыл подчеркнуть, что как раз «в день сей Самсона случися победа Твоя»), коннотация со львом – символом Швеции, когда П. «аки вторый Самсон <…> растерзал еси мужественне льва Свейскаго» - все это стало ярким образом, выразительным символом происшедшего на поле под Полтавой. Феофан выразил и наверняка понравившуюся П. мысль о закономерности Полтавской победы, которой предшествовали победы в Прибалтике, Польше, при Лесной, и мысль об особой трагичности того, что война идет во внутренних районах страны, что враг разоряет подданных царя. Нашел он связи и с прошлыми славными временами русской истории, процитировал даже записки Сигизмунда Герберштейна, сравнил войну П. со славными войнами Рима. Осудил Феофан и изменника И.С.Мазепу, и «лукавых запорожцев», причем пытался передать чувства П. (и, возможно, отразил их): «Крепко убо и недвижимо есть сердце Твое, обаче не уязвляемо суще ни коим же бедствием, люте, мню, уязвися неслыханным сим воспитаннаго и вознесеннаго Тобою безсовестнаго раба неблагодарствием: сия Тебе в брани сей, не иная нанесеся язва». Не без умысла Феофан упомянул и подвиги А.Д.Меншикова, но все-таки главное – это по-настоящему впервые громогласно прозвучавшая похвала П. – посрамителю недругов России, говоривших о российском воинстве как «невоенном», словославие П. как великого военного вождя, без которого победа была бы невозможна. Воспето и личное мужество царя: «Посреди острыя мечов, посреде огненных градов, посреде многотысящных всюду летающих и свирепеющих смертей, ни смерть, ни язва не приближися к Тебе. Большее нечто реку: приближилася бяше (еже не без страха и трепета воспоминаем) приближилася бяше смерть явная к Богом венчанной главе твоей, егда железный желудь пройде сквозь шлем твой, но яко не вреди главы, ея же вредом вся бы повердилася Россия», в чем, по мысли оратора, проявилась воля Бога, защищавшего царя и Россию. Нельзя не поразиться чутью Феофана, увидевшему в полученной под Полтавой победе проявление начатого П. обновления России: «Дивне и гражданския и воинския законы и суды уставил еси, дивне весь Российский род тако во всем изрядно обновил еси»[5]. Был еще один важный момент в триумфе П. С Полтавской победы его лидерство в русской элите признается всеми как бесспорное и, по наблюдению П.Бушковича, оппозиционные речи «как будто смолкают и занимают уже гораздо меньше места в донесениях дипломатов», живших в России[6]. 

 


[1] Платонов. Орден Иуды. С. 194; РИО. 50. С. 225; ГСВ. 1. С. 320; Чистович. Феофан Прокопович. С. 15.

[2] Бантыш-Каменский. Обзор. 1. С. 160.

[3] Феофан. Слова и речи. 1. С. 13-50; Феофан Прокопович. Сочинения. С. 23-38, 459.

[4]Люстров. Шведские и русские победословия. С. 313-330.

[5] Прокопович. Слова и речи. 1. С. 21-50.

[6] Бушкович. Петр Великий. С. 295.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.