• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

04/15.07.1716, ср. П. на флоте.




4.07.1716
4.07.1716


04/15.07, ср.

Русские галеры пошли с ветром на парусах после полуночи, «которые с того ж острова государь увидел», он перешел на них, после чего двинулся с ними между островов Фальстера и Лаланта (гукору и шняве дал указ идти в Копенгаген), дошли до местечка Нюкёбин[1] и там ночевали, на подходе к нему были видны большие камни в воде, мели прошли с трудом[2]. Большие галеры пришлось разгружать, жители принимали с радостью солдат и давали им овощи, «называя их своими оборонителями»[3]. В Нюкёбине П. обедал в частном доме (ныне дом Czarens Hus) и вернулся на борт галеры[4]*.

Комментарий.

* Из записок аптекаря Сайделина о прибытии П. в город Нюкёбин: пока П. был в дер. Гедесбю, в городе шло приготовление, за П. и свитой послали кареты, милиция вышла на парад. П. прибыл в город в 11 часов дня, ехал на качалке между двух лошадей. Ему предложили отобедать во дворце, но он избрал постоялый двор, потом согласился обедать во дворце, но в одиночестве. Свидетель писал: «Он похож был на унтер-офицера или скорее на палача, он был высокого роста, одет в грязную синюю суконную одежду с медными пуговицами, сбоку, на кожанном ремне, сверх кафтана у него висел большой широкий нож в роде меча палача, на ногах у него были большие сапоги, на голове бархатная шапка, усы у него были короткие, а в руках он держал длинную камышевую дубину, но, впрочем, нельзя сказать, что он был некрасив собою. За обедом он не просидел долго, прямо из-за стола он со своими кавалерами направился к дворцовой кузнице», возле которой стояла приготовленная для него парусная лодка. Кто подходил к нему слишком близко, он бил того своей палкой. Владелец лодки Кляус Вендт перенес П. по воде в лодку, П. дал ему 8 скиллингов на выпивку, вышел на лодке в направлении к Гасселебагу с целью привести свои галеры, с ними он вернулся в 5-6 часов пополудни, вышел на берег, отказался от приготовленного для него ужина, вошел в дом почтмейстера Ивера Розенфельдта, попросил подать ржаного и пшеничного хлеба, масла, голландского сыра, пива, водки и вина. Особенно понравилось ему данцигское пиво. Он намазывал масло на хлеб и облизывал остатки масла с ножа. Сохранилась доска о пребывании тут П. К ночи П. вернулся на галеры, как и все высаженные с ним солдаты[5]. 

По сообщению Люцова королю Фредерику IV из Нюкёбинга 14 июля (т.е. 03.07 ст.ст.), «поздно вечером, между девятью и десятью часами прибыл сюда из Роштока Е.ц.в.», были посланы чиновники, чтобы содействовать его входу в гавань, но он поджидал часть галер, которым ранее дал приказание идти прямо в Копенгаген, но ему доложили, что между Мэёном, Фальстербо и Борнгольмом видели несколько неприятельских судов и П. остановился на некоторое время в Giederbye, «пока не отдал приказ ввести галеры в пролив между Фальстером и Лоландом» и для этого был послан лоцман[6]. В другом сообщении Люцова королю сказано: «Вчера (т.е. 15.07, или 04.07 по ст.ст. – Е.А.) около 10 часов утра П. с небольшой свитой прибыл в Ньюкёбинг и был отведен в замок, где он завтракал со свитой, затем приказал изготовить к 3 часам обед, «ибо он хочет поесть плотно». Потом он спустился к берегу, сел в маленькую лодку, что поблизости от мельницы, что ниже замка, и велел отвести его в пролив, куда вышла шлюпка с галер, видневшихся у Höszelöe, примерно в полумиле отсюда в направлении Гессера. П. перешел из лодки в эту шлюпку и, взяв лоцманов, пошел туда по узкому проходу между камней. Там он пробыл все послеобеденное время, пока не прошли все галеры (около 40) с которыми он пришел в Нюкёбинг. Ожидали, что П. вернется в замок, но он пошел в ближайший городской трактир, «сел в общую комнату, где обыкновенно собираются посетители, и приказал поставить у дверей караул, чтобы никого к нему не впускать, кроме его собственных людей и тех лиц, которых он пожелает иметь с галер, принести себе сюда то кушанье, которое было для него приготовлено в замке, затем, поздно вечером, он отправился на свою галеру. Перед этим он велел мне нарядить от 4 до 6 опытных моряков, которые могли бы провести галеры далее к Вординборгу.  После того о Е.в. не было более ни слуху, ни духу»[7].   

 


[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 83; Luber. S. 50..

[2] ПЖПВ. 1716 г. С. 28.

[3] ГСВ. 1. С. 447-448.

[4] Баггер. Петр Великий в Дании. С. 146.

[5] Щелкунов. Житье-бытье. 161. С. 246-247.   

[6] Щербачев. Шесть писем. С. 4-5.

[7] Щербачев. Шесть писем. С. 6-7.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.