23.06/04.07.1716, сб. П. поехал из Шверина в Росток.
23.06/04.07, сб.
П. поехал из Шверина в Росток и прибыл туда в тот день, пришли 48 галер с захваченными шведскими торговыми судами и П. с герцогом Карлом-Леопольдом был на галерах, в тот же день приехала в Росток и Екатерина[1]. Из Шверина в Росток П. ехал в коляске и «за недостатком подвод ехали на одних лошадях, поэтому оплачивали еду мужикам и корм лошадям»[2]. В Ростоке П. купил «инструмент, которым меряют высоту» за 5 гульденов[3]. В Ростоке из окна П. увидел, как фурьер герцога Карла-Леопольда подрался с царским шутом, царь выскочил на улицу и поколотил фурьера, а затем приказал наказать его палками[4].
Письма и бумаги П.: 1.Кн. П.А.Голицыну письмо из Шверина об отправке в СПб французских мастеров во главе с Ж.Б.А.Леблоном, «дабы помянутой Леблон, будучи от Риги в дороге, ни в чем нужды не имел»[5]; 2. К.И.Крюйсу письмо с приказаниями об адмиралтейских работах[6]; 3. И.М.Головину письмо с распоряжением об извести[7]; 4. Полковнику С.Т.Хлопову письмо об отправке войск[8]; 5. А.И.Тихомирову письмо о выдаче Ж.Б.А.Леблону прогонов[9]; 6. А.Д.Меншикову из Шверина о получении его писем от 02.05 и 01.06. «купно и с мерою дверей и окон питергофских палат»; «О себе вам объявляем, что мы кур свой скончали и сюды возвратились ис Пирмонта в 19 день сего месяца и вскоре поедем в Копенгаген», посылает контракты нанятых мастеров, о жаловании их, о прибытии галер в Росток и пленении двух шведских судов, о работе бумажной мельницы и об измерении полов «обеих палат» в Петергофе[10].
Разные письма и бумаги: 1. П.П.Бредаль - П. из Копенгагена о снаряжении кораблей русской эскадры[11]; 2. Петр Петрович – П. о своем и сестер здравии[12]; 3. А.Д.Меншиков – П. из СПб с сообщением о смерти царевны Наталии Алексеевны, приложено заключение доктора Н.Д.Бидлоо*, П. отвечал 26.08[13].
Комментарий
* Меншиков в своем письме довольно искусно готовил царя к испытанию горем по любимой сестре: «Хотя ведаю, что В.в. сия весть весьма будет не полезна, но что ж чинить, когда так воля божеская благоволила, к тому ж, хотя б я и не хотел на сие доношение отважитца, то от других не без извести будете, а особливо чаю, что правительствующий Сенат о том ныне от себя особливо писали. А паче, надеяся на то, что уже В.в. от всевысшаго Бога многими печалми пробованы, которые всегда з благодарением сносили, то равным образом и в сем случае Его ж свято воле последовать будете. И для того уже не обинуяся доношу, что настоящаго июня в 18-м числе в 9- часе пополудни сестра ваша ее высочество государыня царевна Наталия Алексеевна, по воле всемогущаго Бога от сего суетнаго света преселилась в вечную блаженную жизнь. А что того ж числа я В.в. доносил, что некоторая была отмена в ее болезни и то правда, понеже она тогда потела, от чего в себе чювствовала немалую льготу, но когда по отпуске того моего письма оной пот унялся, то вдруг стало тяжелее и потом кончина последовала». Тут Меншиков приложил к письму «дохтурское подлинное описание». Далее Меншиков продолжил своеобразный сеанс психотерапии: «И понеже, как Вы сами по своему мудрому разсуждению изволите знать, что сие необходимо есть, к тому ж мы все по християнской должности такие печали сносить повинны, того ради всепокорно прошу, дабы не изволили Вы сию печаль продолжать, но последовать своему мудрому разсуждению, которым и других обыкли от таких печалей отводить. К чему извольте вспомнить свою бабушку Анну Леонтьевну, ибо во многих бывших ее печалех мужество ее сами Вы изволите всегда похвалять и, отводя других от печалей, за экземпль брать. Паче всего, мой всемилосивейший государь и отец, изволь беречь свое здравие, понеже, сами изволите разсудить, что печаль ни душевной, ни телесной пользы не принесет, разве здравие повредит от чего (да сохранит Вас всемогущий Бог), у котораго всем моим сердцем прошу о том».
В заключении было сказано, что во время поста царевна Наталия Алексеевна употребляла в большом количестве пищу «из свежих трав» и рыбу. Сначала у больной «кашель зачался и болшая часть тонкая мокроты, однакож, между тем, иногда и густа шла, отчего некоторые лекарства мы учредили, которые бы остроту лимфе уняли и к выплевыванию вспомогали». Это была микстура из «усладительных порошков», свежего миндального масла, «сыропов» и «некоторых трав», но она мало употребляла эти лекарства, в результате через 3 дня, 12 июня, «вдруг пришла жестокая болезнь <…> тако, что в руках служителей своих несколко раз обмирала и при том на низ заперло, чего ради велел я клистир поставить». После этого больной полегчало и Н.Л.Бидлоо ей предложил «некакие травы к животу привязать, но она весма не хотела и отговаривалась, что сие прежде чинила». Затем боли в области желудка усилились, и царевна Наталия Алексеевна «всеми образы проискивала, как бы быть рвоте, ибо силою пальцы и перья в гортань клала и теплую воду пила», но это не помогло. Доктор собрал консилиум, даваемые лекарства не помогали, ее «всегда вырывало з желчью и всегда весма горячо было». Потом рвота унялась, а затем больная стала «начать жаловатца холодом и потом холодный пот получила, что знак антонова огня был и оной пот пребыл даже до самого окончания жизни Ея высочества». Вскоре она потеряла сознание и умерла. При вскрытии обнаружилось «великое разволочение в пупе и кишки, которые из живота были точию кожею покрыты <…>, а внутреное в брухе весма антоновым огнем зазжено, калом наполнено»[14]. Далее Меншиков продолжил своеобразный сеанс психотерапии: «И понеже, как Вы сами по своему мудрому разсуждению изволите знать, что сие необходимо есть, к тому ж мы все по християнской должности такие печали сносить повинны, того ради всепокорно прошу, дабы не изволили Вы сию печаль продолжать, но последовать своему мудрому разсуждению, которым и других обыкли от таких печалей отводить. К чему извольте вспомнить свою бабушку Анну Леонтьевну, ибо во многих бывших ее печалех мужество ее сами Вы изволите всегда похвалять и, отводя других от печалей, за экземпль брать. Паче всего, мой всемилосивейший государь и отец, изволь беречь свое здравие, понеже, сами изволите разсудить, что печаль ни душевной, ни телесной пользы не принесет, разве здравие повредит от чего (да сохранит Вас всемогущий Бог), у которораго всем моим сердцем прошу о том»[15]. Примечательно описание болезни царевны, данное в письме к А.В.Макарову А.А.Матвеева, а также отчет И.Л.Блюментроста Р.К.Арескину[16]
[1] ПЖПВ. 1716 г. С. 26, 81; ГСВ. 1. С. 446-447; Гец. Карл-Леопольд. С. 18.
[2] Сб. выписок. 2. С. 15.
[3] Сб. выписок. 2. С. 25.
[4] Гец. Карл-Леопольд. С. 18; Luber. S. 50..
[5] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 10. Л. 96; Рескрипты и указы. II. С. 512; КПБ. 81. Л. 643.
[6] МИРФ. 2. С. 86; КПБ. 81. Л. 646.
[7] КПБ. 81. Л. 647.
[8] КПБ. 81. Л. 648.
[9] КПБ. 81. Л. 649.
[10] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 133-134.
[11] МИРФ. 2. С. 87.
[12] Петр I в кругу семьи. С. 593.
[13] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 134-136; Морохов. Погребать. С. 132.
[14] Морохов. Погребать. С. 132; Морохин. К истории опалы. С. 219.
[15] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 134-135
[16] Переписка князя А.Д.Меншикова. С. 627.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.