06/17.10.1712, пн. П. выехал из Лейпцига.
П. выехал из Лейпцига поутру, проехал 4 мили, кушал в местечке Берне[1].
Письма и бумаги П.: 1. Ф.М.Апраксину письмо «из Лейпциха» с распоряжениями о будущей кампании в Финляндии*, а также о строительстве бригантин и прамов, сообщает, что куплено пять кораблей, «да еще приискали три», следует готовить для них экипажи и орудия[2]; 2. Кн. Б.И.Куракину полномочная грамота для переговоров в Голландии[3]; 3. Ему же инструкция на ведение переговоров[4]; 4. А.Д.Меншикову письмо о получении царем письма Г.Г.Скорнякова-Писарева про шлюзы, сообщает об осаде Штральзунда и пр.[5]; 5. Ф.Н.Балку дубликат письма от 30.09[6]; 6. Екатерине письмо о своем отъезде в Карлсбад, «платье и протчее вам куплено, а устерсоф достать не мог. Засим вручаю вас в сохранение Божие»[7]; 7. Ивану Люпсу письмо о получении «странной ведомости» об аресте Люпсом пожитков А.Р.Стельса, «что примаю за великую себе противность, ибо так ли друзья делают, а наипаче те, которым при кончине все вверяю. В чем осмотрись, дабы вам чего не последовало, ибо я сего не забуду»[8]; 8. Кн. Б.И.Куракину письмо о том же[9]; 9. Кн. Б.И.Куракин записал 09.10, что П. «при отъезде своем в Лейпциге к прежнему указу Е.ц.в. мне словесно указал Головина Николая в издержке 13 тысяч слишком ефимок счесть <…> и доправить»[10].
Комментарий.
* Поход в Финляндию, несмотря на ее близость к СПб, был серьезной проблемой для русской армии в силу природных условий страны и господства шведов на море, даже несмотря на потерю ими Выборга. П. согласился с суждением Ф.М.Апраксина о невозможности оставить на зиму контингент войск у Веклаксы. Письмо ему отражает сомнения П., понимавшего все сложности предстоящего похода: «Что вы не могли далее итить за худою дорогою и бескормицею, то уже прошло. Зело жаль, что мала брегантин было – мошно б отъехать шхерами устьи рек и неприятеля с тылу отоковать. Что же о будущей компании, чтоб зимою морем итить, что також не без труда, ибо буде для только одного Эльзенфорса разорение, то не для чего; буде же далее землю, то, чаю, трудно будет. Разве б так, чтоб зимою по последнему пути (как ты к Выборху пошел в 1710 году) дойтить морем армеи и стать междо рек тут, где неприятель стоял. А когда море вскроетца, тогда на целае лето провианту привесть будет возможно, а по траве коннице быть к тому месту. И тогда мочно итить, куды похочем, ибо и Адамовой дивизии (А.А.Вейде - Е.А.) из Смоленска к весне быть мочно <…> какие б ни были переправы, то возможно, на брегантинах 7000 человек посадя, отвозить шхерами, оыне переправы неприятеля ззади атаковать»[11]. Все эти размышления царя пригодились для последующих кампаний в Финляндии, когда мелькнувшая дважды мысль об использовании мелкосидящих судов для похода шхерами была блестяще реализована.
[1]ПЖПВ. 1712 г. С. 39, 63; ГСВ. 1. С. 385.
[2]ПБП. 12-2. № 5594. С. 167-168.
[3]ПБП. 12-2. № 5595. С. 168-169.
[4]ПБП. 12-2. № 5596. С. 169-173; АФАК. 5. С. 117-122.
[5]ПБП. 12-2. № 5597. С. 173-174.
[6]ПБП. 12-2. № 5598. С. 174.
[7]ПБП. 12-2. № 5599. С. 174.
[8]ПБП. 12-2. № 5600. С. 174-175.
[9]АФАК. 5. С. 113.
[10]АФАК. 5. С. 113.
[11]ПБП. 12-2. № 5594. С. 167-168.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.