09.08.1704, ср. П. под Нарвой.
П. под Нарвой. Штурм крепости. Утром пехота из обозов подвинута к апрошам, посланы в ров штрафники с лестницами для установки их к обрушенному бастиону Гонор. Во 2-м часу дня начат штурм Нарвы, войска ворвались через бастионы в город, началась резня, из гарнизона в 4500 чел. осталось в живых 1848, погибло много женщин и детей. Сам П. писал в грамоте Августу II, что «и младенцев немного оставили»[1]. Тогда же был освобожден из тюрьмы комендант Нотебурга Г.В.фон Шлиппенбах, арестованный Г.Р.Горном за сдачу крепости Нотебург[2]*. Ф.Х.Вебер, побывавшей в Нарве в августе 1715 г., видел стол, на который П. тогда положил окровавленную шпагу и «обратился к несчастным жителям со словами: “Это не кровь шведов, а наших русских, каковую я пролил ради спасения ваших сограждан и соседей”»[3]. П.П.Шафиров послан к коменданту Ивангорода Магнусу Штернстролю с предложением сдаться без условий. Комендант отказался, и даже тогда, когда к нему прибыл с приказанием от Г.Р.Горна И.Ф.Арнштедт, Магнус Штернстроль отказал и ему[4].
Г.Ю.Майдель отступил от СПб по карельской дороге, флот шведов в то же время ушел от Котлина[5].
Комментарий .
* Совр. анализ взятия Нарвы см.: Мегорский Б.Г. Реванш Петра Великого. С. 136-151. Насколько надежен рассказ Вебера, сказать трудно, но история эта переходит из одной книги в другую. Согласно другой легенде, П. с Г.Б.Огильви через два часа после падения города въехал верхом в крепость, приказал трубить отбой, чтобы прекратить грабеж, расставил караулы возле уцелевших домов, а одного солдата, не послушавшегося приказа, заколол шпагой. Потом П. прибыл в замок и ударил коменданта Г.Р.Горна по щеке за дерзкий ответ на требование сдать крепость, приказал заковать его в кандалы и посадил на 2 недели в тюрьму. История с пощечиной Г.Р.Горну, ставшая известной из сочинения Густава Адлерфельда и широко распубликованная позднее (даже попавшая в поэзию – см. стихи К.К.Случевского), не находит подтверждения в воспоминаниях самого Г.Р.Горна, пробывшего в русском плену 16 лет. Комендант Нарвы писал, что его ударили по лицу двое русских офицеров, сопровождавших его в тюрьму, да еще он был ограблен[6]. О том, что Г.Р.Горн был пленен одним из русских офицеров и «подвергся оскорблениям» сказано в шведском письме о взятии Нарвы, отправленном из Ревеля 05.09, причем добавлено: «…он мог рассчитывать на еще худший прием у царя за вышеупомянутый дерзновенный ответ»[7]. А.П.Гордон писал, что П. отпустил коменданта Нотебурга Г.В.Шлиппенбаха и сказал ему на прощание, что тот проявил себя лучшим воином, отражая русский штурм 13 часов, а [Г.Р.]Горн не продержался и часа и заперся с несколькими офицерами в подвале. Между тем, вернувшегося в Стокгольм Г.В.Шлиппенбаха судили как изменника[8]. Ко времени штурма Нарвы относится также и легенда о том, что, въезжая в поверженную Нарву, П. увидел всюду трупы своих однополчан – участников еще его детских игр, и заплакал. Бывший рядом с ним умудренный опытом Б.П.Шереметев якобы сказал: «Не плачь, государь! Бабы новых нарожают!». Никакой «зацепки» касательно достоверности этой легенды в петровских документах об этом нет, хотя этот принцип отношения к солдатам был типичен для многих полководцев, и не только русских.
[1]ПЖПВ. 1704 г. С. 79; ГСВ. 1. С. 115, 243-247; Устрялов. История. 4-1. С.312-313; ПБП. 3. № 695. С. 118-119, 175. ПБП. 3. № 730.
[2] Устрялов. История. 4-1. С. 313-315; ГСВ. 1. С. 115; Палли. Между двумя боями. С. 262.
[3] Вебер. Преображенная Россия. С. 75.
[4] ГСВ. 1. С. 115, 245; ПБП. 3. С. 175; Палли. Между двумя боями. С. 262.
[5] Устрялов. История. 4-1. С. 259.
[6] Славнитский. Осада и взятие Нарвы. С. 111-117.
[7] Мегорский. Реванш Петра Великого. С. 196; Мегорский О военной добыче. С. 258-259.
[8] Gordon. The History. 1. P. 190; Мегорский. Реванш Петра Великого. С. 147-148.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.