• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

26.05.1682, пт. П. в Кремле.




26.05.1682
26.05.1682


П. в Кремле. Провозглашение на Земском соборе царевича Ивана Алексеевича первым царем, П. вместе с Иваном Алексеевичем был в Успенском соборе, где оба венчались на царство[1]*.После этого был стол в Грановитой палате[2]. Согласно версии С.А.Медведева, накануне стрельцы пришли ко дворцу с требованием провозгласить Ивана Алексеевича старшим царем. Выборные от стрельцов сообщили вышедшему к ним кн. И.А.Хованскому, что царевич Иван Алексеевич «болезнует о своем государстве» и царевны о том сетуют, и чтоб он доложил об этом царевне Софье Алексеевне, и «чтобы им видеть государские очи». После доклада кн. И.А.Хованского выборных ввели в Верх, в царские палаты. Был ли в тот момент на этом приеме П., точно неизвестно. В книге С.А.Медведева П. также не упоминается при допуске стрельцов к руке. Сказано, что Иван Алексеевич «жаловал их к руке и царевны службу их похваляли», спрашивали о причине прихода. И «выборные сказали царевнам, что у государей никакого смятения не было и чтобы он, Иван, изволил быти первым царем, а брату его <…> быти вторым царем. И царевны похваляли выборных за те слова». И выборные сказали, что когда будут приемы послов, то выходить П., а во время походов на войну идти царю П., а править царю Ивану. «И он, В.г., против тех слов изволил говорить: «Желанием того, чтоб быть ему В.г. царем, не желает – в том буди воля Божия, что Бог восхощет, то и сотворит». И царевны согласились с последним, заявили, что выборные не собой говорят, а они «в том Богом наставлены». И цари «пожаловали поить и кормить по два полка в день»[3].

Летописец 1619-1691 гг. вводит в действо П. По версии автора выборные от стрельцов били челом П., царице Наталии Кирилловне и царевнам, чтобы «для их всемирного прошения избрати на царство второго царя, дабы в Московском государстве Их ц.в. вкупе быти и царствовании двух царем и самодержцем». Якобы П., «помыслив о сем превеликом деле с материю своею <…> и со всем своим государским домом, и з бояры, говоря мысль свою царскую святейшему Иоакиму» и синклиту, которые и объявили, чтобы Ивану быть царем, «а ему, государю, с ним, государем, быть вторым царем и царствовати им <…> вопче, дабы в народе всякая смута и мятеж прекратити»[4]. Разрядная запись гласит о том же: в «пяток, в 5-м часу дни» к П. «пришли в Гроновитую палату» патриарх со всем освященным собором «и, пришод в тое полату, начали упрошать брата его государева <…> Иоанна Алексеевича, дабы он <…>, по общему совету и согласию з братом своим государевым, с ним <…> Петром <…>, по их, всего освященного собора, прошению свой <…> престол и державу общe восприяли, и были на <…> всех великих государствах Росийского царствия Великие государи цари <…> потому, что наперед сего в ыных государствах - в Царегороде, в Риме, были вообщe державе цари <…>. И в тех государствах та их общая держава тамошних стран людем была радостна и надежна, и в ыных государствах славно, и доныне носитца, а где в Росийском царствии <…> будет радостно же и надежно, а в ыных окресных государствах славно и страшно <…>. И все бояре и служилые били ему челом в том, а гости стояли в Верху за переградою». После этого патриарх Иоаким и бояре вышли из Грановитой палаты на каменное нижнее крыльцо. И тут патриарх «всем гостям и иным всяких чинов всем людем о их государском общем царском престоле, и о державе свое архиерейское, и всего освященного собора прошение, а касимовских и сибирских царевичей, и бояр, и околничих, и думных, и всех московских чинов людей челобитье объявлял». И гости и прочие все «единогласно патриарху отвещали и били же челом, чтобы Иван с братом своим «обще были на всех великих государствах». В итоге, Иван и П. на престоле «…обще державу восприяли и учинилися». Затем была проведена присяга, патриарх с освященным собором пошли в Успенский собор, а П. и Иван «жаловали всяких чинов людей к руке». В 7-м часу дня П. и Иван из царских хором пришли в Успенский собор и слушали службу, а потом пошли через Красное крыльцо в свои хоромы[5]. Сомнительны факты «размышлений» П. в момент провозглашения Ивана Алексеевича царем, но несомненно то, что П. участвовал в шествии в Успенский собор вместе с патриархом, причем Ф.И.Соймонов упоминает, что Иван Алексеевич был «приведен от царевны (Софьи Алексеевны – Е.А.) в соборную церковь»[6]. По версии С.А.Медведева в Успенском соборе во время церемония венчания Ивана на царство, П. и Иван были поставлены «на царское место равно», было молебное пение, возглашение и поздравление патриарха Иоакима. Затем государи вернулись во дворец, куда шли Шатровой лестницей[7]. С этого момента и до 06.01.1696 указы издаются от имени двух царей.

Письма и бумаги П. и Ивана: 1-3. Указы: о пожалованиях Милославских («жалованье, честь им сказывали»); о назначении воеводой в Каргополь стольник кн. В.И.Волконского[8]; 4. Указы о пожалованиях по случаю венчания на царство П. и Ивана Алексеевичей[9]; 5. Указ о расправе с холопами за их «воровские челобитные»[10].

Комментарий:

* Разногласия источников о дне венчания. Согласно С.А.Медведеву, венчание на царство Ивана и П. состоялось 25.06. По другим источникам, это произошло 26.05[11].А.А.Матвеев отнес это событие к 15.06.[12]. Это ошибка. Самым веским аргументом в пользу 25.06 было молебное пение 25.06.1688 о здравии П. и Ивана по случаю годовщины их венчания на царство[13]. 

Как бы то ни было, А.А.Матвеев писал, что «они, стрельцы, по первенству избрали другого царевича Иоанна Алексеевича и нарекли его первым царем <…> с другим вместе», бояре же, опасаясь стрельцов, «принуждены были крест целовать». С этого момента, считал А.А.Матвеев, царевна Софья Алексеевна вступила в правление, «сидением своим она во всех палатных советах с сильным своим монаршеской державы велением присутствовала», и из-за этого в скором времени умалилось «прежнее самодержавие» царицы Наталии Кирилловны. Царевна Софья Алексеевна прибавила жалование стрельцам, дозволила доступ к себе их выборным из их среды, обогатила их доходами с лавок, «ставила их выше честью», чем дворян[14].

 


[1] Восстание в Москве. С. 260.

[2] Восстание в Москве. С. 261-262.

[3] Медведев. Созерцание. С. 91-93.

[4] ПСРЛ. 31. С. 199.

[5] Восстание в Москве. С. 257-260, 279; ПСРЛ. 31. С. 200.

[6] Соймонов. История Петра. С. 28.

[7] Медведев. Созерцание. С. 92-93.

[8] Восстание в Москве. С. 261-262, 19.

[9] Восстание в Москве. С. 19-20.

[10] Восстание в Москве. С. 279, 19-20.

[11] Восстание в Москве. С. 279.

[12] Медведев. Созерцание. С. 125-126; Погодин. Семнадцать первых лет. С. 70; Матвеев. Описание. С. 389.

[13] ДР. IV. Стб. 383-384.

[14] Матвеев. Описание. С. 387-388.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.