28.01.1704, пт. П. в Москве или Преображенском.
П. в Москве или Преображенском. Ф.А.Головин писал И.Р.Паткулю по поводу его переговоров с поляками, что доложено П. и царь считает необходимым заключить соглашение с Речью Посполитой в Польше, «в котором намерении Е.ц.в. вам полную мочь к договорам послать повелел»*.Ф.А.Головин и сам П. вели переговоры в Москве с датским посланником Павлом Гейнцем касательно, который предложил России союза против шведов.
Письма и бумаги П.: 1. И.Р.Паткулю грамота верющая на переговоры с австрийскими министрами[1]; 2. И.Р.Паткулю дополнительная инструкция на переговоры с поляками; 4-5. Именные указы: о строении в Москве каменных домов по красной линии и нестроении там деревянных[2]; объявленный И.А.Мусиным-Пушкиным о похоронах умерших детей на третий день, а уродов не убивать, а предъявлять их И.А.Мусину-Пушкину[3]. Из письма Ф.А.Головина И.Р.Паткулю 28.01 следует, что П. дал резолюции на предложения Гейнца, к тому же «предлагал Е.ц.в. господину [Павлу] Гейнсу» просить короля (если союз не будет заключен) стать посредником для заключения мира со Швецией. «Сверх того ж говорено ему, Гейнцу» касательно передачи датских войск саксонцам и о торговле «в Питерсбурке <…>, и чтоб оная нынешнего лета зачатися имела». Соответствующие указания посланы в письме Ф.А.Головина А.П.Измайлову в Копенгаген[4].
Разные письма и бумаги: А.А.Матвеев – Ф.А.Головину из Гааги относительно переговоров о посредничестве Голландии в примирении России со шведами[5].
Комментарий .
* К этому времени И.Р.Паткуль уже с декабря 1703 г. вел интенсивные переговоры с поляками о заключении союза России с Речью Посполитою, он выработал проект двухлетнего договора с условием перехода Лифляндии под власть Речи Посполитой, а также передачи Белой Церкви полякам. Переговоры были трудными. Поляки требовали также Эстляндию, отказывались подтверждать Вечный мир 1686 г. Ф.А.Головин в дополнительной инструкции И.Р.Паткулю (естественно, что по воле П.) разрешал пойти навстречу полякам и обещать им еще не завоеванную русскими Эстляндию. Более того, он был готов отказаться от условия, при котором Республика вступила бы в войну с Турцией при нападении последней на Россию с юга, а также был готов отказаться от включения в договор упоминания о русско-польском вечном мире. Несомненно, П., в условиях фактический дипломатической и военной изоляции России, был готов на словах на все возможные уступки, только бы втянуть Речь Посполитую в войну на своей стороне[6]. Cитуация еще осложнялась тем, что противник России попался непреклонный и он не желал идти ни на какие компромиссы и отказывался вести переговоры. Ф.А.Головин писал И.Р.Паткулю: «…король Свейской (Карл XII – Е.А.) зело упорен и ни о каком миру с Е.ц.в. и с королем Полским слышить не хочет, но против обоих свое восприятное намерение до крайней меры исполнить хощет»[7].
[1] ПБП. 3. № 619. С. 4.
[2] ПСЗ. IV. № 1963. С. 243.
[3] ПСЗ. IV. № 1964. С. 243.
[4] ПБП. 3. С. 565-570.
[5] МИРФ. 4. С. 45-46.
[6] Королюк. Вступление. С. 285-291.
[7] ПБП. 3. С. 557.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.