18.10.1702, вс. П. в Шлиссельбурге
П. в Шлиссельбурге, «благодарный молебен и фейерверк»[1].
Письма и бумаги П.: 1. Указ «Преображенского полку поручика Александра Даниловича Меншикова во всяких письмах писать губернатором»[2]*; 2. Августу II грамота «из завоеванной нашей наследной крепости Орешка», сообщение о взятии Нотебурга, о сохранении дружбы и союза, о посылке к королю с грамотой Р.В.Брюса, обещает «не преставая и зимним временем трудитися, не испуская таковаго благаго случая, воинскими своими действы неприятельския силы (от вас) отвращати. Уповаем же, что и Ваше величествие, с своея страны (по крайней возможности), против неприятеля воинские поиски чинити изволите, дабы общими силами оного, за помощию Вышняго, обезсилити»[3]**.
Комментарий.
* С этого указа начинается история Ингерманландской (Петербургской) губернии и государственная карьера А.Д.Меншикова. Он вернулся в Шлиссельбург после отъезда П. в Воронеж 01.02.1703 и согласно указу от 06.12.1702 выполнял поручения П. по укреплению Шлиссельбурга, готовил транспортные суда на Неве для весеннего 1703 г. похода в низовья Невы, занимался организацией Олонецкой верфи в Лодейном Поле[4]. В целом, этой весной А.Д.Меншиков показал царю свои яркие способности администратора – умного, волевого, исполнительного Он был определен «говернатором» новой губернии (точных сведений об этом нет)[5]. Выделение же завоеванной территории в отдельное «губернаторство» («губермент» или «провинция») имело символическое и стратегическое значение. Это был «зародыш» нового административного образования, достигшего к 1712 г. гигатского размера, включая как Новгородский уезд с его пятинами, Верхнее Поволжье, Тверь, Олонец и Каргополь, так и шведские провинции Ингрию, Карелию, Эстляндию и Лифляндию и – одновременно - полигоном для создания новой системы местного (губернского) управления (Подр. см.: Андреева. А.Д.Меншиков и образование Ингерманландской губернии; Андреева. Создание Ингерманландской губернии. С. 15 – 25; Редин. Ингерманландский эксперимент. С. 139-160). *О термине «губернатор» см.: Ментальное государство. С. 58 (Редин Д.А.).
** Грамота была доставлена в Торн 11.12 с курьером кн. Александром Крыжевским, который привез также от П. (или Ф.А.Головина) письма для кн. Г.Ф.Долгорукову, о чем тот писал П. 18.12. Вероятно, в это же время были подготовлены документы для поездки Р.В.Брюса. Он также получил письма, предназначенные королю Августу II и, возможно, инструкцию. Р.В.Брюс прибыл в Торн 19.12 и был сразу же принят Августом II. Взятие Нотебурга произвело довольно сильное впечатление в Стокгольме, где осознавали свое бессилие из-за того, что главная армия была в Польше и не могла оказать помощь малочисленным гарнизонам приневских крепостей[6].
[1] ПЖПВ. 1702 г. С. 2.
[2] Походная канцелярия А.Д.Меншикова. С. 478; Андреева. Канцелярия городовых дел. С. 26;
Андреева Е.А. А.Д.Меншиков – губернатор. С. 315.
[3] ПБП. 2. № 467. С. 95-96, 419, 424;
[4] АСПбИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 530. Л. 4; Павленко. Полудержавный властелин. С. 41-42; Богатырев. Верфь в Лодейном поле. С. 46-48.
[5] См. Данченко В.Г. Губернская реформа Петра на Северо-Западе России; Андреева Е.А. А.Д.Меншиков и образование Ингерманландской губернии. С. 15–31.
[6] ПБП. 2. С. 419, 424; Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 173; Кротов. Осударева дорога. С. 150.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.