27.06.1709, пн. День Полтавского сражения. П. на Полтавском поле.
День Полтавского сражения. П. после рекогносцировки находился в лагере, затем руководил войсками и участвовал в сражении. Общепризнано, что П. руководил битвой. Как написано в указе Монастырскому приказу от 11-13.07, сражение произошло «под собственным нашим управлением»[1]. В «Обстоятельной реляции», датированной 28.06, сказано о том же: «А корпус баталии командовал сам Е.ц.в. высокою особою своею и при том господин генерал-фельтмаршал [Б.П.]Шереметев, також господа генералы…»[2]. В «Обстоятельной реляции» отмечено, что победа «лехким трудом против гордого неприятеля чрез Е.ц.в. славное оружие и персоналной храброй и мудрый привод одержана, ибо Е.в. в том воистинно свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искуство, не опасаясь никакого страха своей царской высокой особе, в вышшем градусе показал и при том шляпа на нем пулею пробита»[3]. В ГСВ, к сочинению которой царь сам приложил руку, о П. сказано, что он «в том нужном случае за людей и Отечество, не щедя своей особы, поступал, как доброму приводцу надлежит, где на оном шляпа пулею прострелена»[4].
Конкретные действия П. на Полтавском поле в этот день (почти по минутам) воспроизводит, увы, только «Журнал» П.Н.Крекшина. И здесь, при всем здоровом недоверии к этому источнику, отражавшему какую-то неестественную для П. болтливость и высокопарность (дань П.Н.Крекшина житийному жанру), нельзя не признать, что в этом тексте проглядывает какая-то вполне реальная, хоть и искаженная фантазией сочинителя, документальная основа. Не вызывают сомнений несколько упомянутых там фактов, либо подтверждаемых другими документами, либо вытекающих из ситуации и логики поведения П. Это: 1. Рекогносцировка царем и штабом местности. 2. Объезд П. полков в лагере; 3. Обращение к участникам сражения перед битвой и после нее; 4. Сакральные церемонии (церковная служба, молитвы, отпущение грехов, ношение икон, крестов, окропление воинов святой водой и т.д.); 5. Составление (и изменение) П. плана и схемы сражения, расстановка войск, распределение командования; 6. Руководство выводом войск из транжемента, при этом П., как и положено офицеру, был верхом; 7. Прямое руководство П. начальной стадией битвы в виде отдачи им приказов А.Д.Меншикову и другим, что также подтвержается многими источниками; 8. Личное командование частью войска, участвовавшего непосредственно в сражении (Л.Н.Алларт подтверждал, что П. командовал вместе с Б.П.Шереметевым правым крылом армии, а он, Л.Н.Алларт, вместе с А.Д.Меншиковым - левым[5]); 9. Непосредственное участие П. в бою, свидетельством чего является его пробитая пулей шляпа.
Ниже мы рассмотрим важнейший для биохроники аспект Полтавского сражения – личное участие П. в битве по часам, согласно «Журналу», с необходимыми комментариями к приводимым в нем сведениям.
[1] ПБП. 9-1. С. 285.
[2] ПБП. 9-1. С. 259-261.
[3] ПБП. 9-1. № 3297. С. 261.
[4] ГСВ. 1. С. 162.
[5] Кротов. Битва при Полтаве. С. 234, 251.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.