20.11.1708, сб. П. выехал из Тернова.
П. выехал из Тернова и в тот же день прибыл в Хоружевку, куда затем приехал А.Д.Меншиков и сообщил П., что крестьяне-украинцы при Десне с полтораста шведов «порубили и в плен взяли»[1].
Письма и бумаги П.: 1-2. А.Д.Меншикову письмо «из Оружевки»: «Я сего часу сюды приехал» и что послал к нему [Я.В.]Брюса со словесными приказами[2]; ему же о невозможности двигаться дальше из-за утомления лошадей и о прибытии от Сечи казаков, признавших власть Москвы[3]; 3-5. Б.П.Шереметеву письма: сообщает о приезде в Хоружевку, «где зело доволно обрели хлеба в скирдах стоячего», приказывает присылать людей за ним, «буде же вам не надобно, то мы велим оной зжечь»[4]; о получении сведений через А.Д.Меншикова об отходе шведов от Смелова[5]; о прибытии к П. А.Д.Меншикова и о том, что шведы отбиты, предписание Б.П.Шереметеву двигаться к Сумам, «куда и мы завтра пойдем», и что шведы в Ромнах[6]*.
Комментарий.
* В начале ноября шведы, отказавшись от движения на Новгород-Северский, форсировали Десну (предварительно умело дезинформировав противника о месте своей переправы) в районе деревни Межин и оказались на территории Украины. Русская армия не сумела воспрепятствовать этому движению и осталась на восточном берегу реки у деревни Погребки. По-видимому, Карл XII направлялся в Батурин, но вскоре он узнал об уничтожении коронными войсками столицы гетмана. Русское командование, поняв бессмысленность стояния у Погребков, двинулось к Глухову, сделав его центром оборонительной позиции на пути шведов в Россию. Как и раньше у Стародуба, Карл XII, оценив трудности пути в Россию через Глухов или в обход его, не отказываясь от идеи «русского похода», решил пока остаться на Украине, учитывая ее богатства и близость к Польше. Перейдя Сейм неподалеку от разоренного Батурина, Карл XII через Городище, Голенки и Дмитровку пошел к Ромнам, куда прибыл 17.11[7]. В соответствии с этим русское командование двинуло армию параллельно шведам и остановилось у Лебедина, перекрывая путь к России теперь южнее. Вообще, наблюдая действия русского командования, нужно признать, что и в Белоруссии, и на Украине П. и его генералы выбирали каждый раз наиболее удачную позицию с точки зрения защиты московского направления. И каждый раз оказывалось, что шведы попадали в весьма затруднительное положение: штурмовать или обходить эти русские позиции было неудобно. При этом мы знаем, что Карл XII действовал почти всегда неординарно, совершая как блестящие ходы, так и странные, на взгляд современников и историков, промахи. Имея множество вариантов выбора пути к Москве, владея все время инициативой, превосходя армию П. во многих аспектах, он, тем не менее, проиграл…
[1] ПЖПВ. 1708 г. С. 30.
[2] ПБП. 8-1. № 2860. С. 317.
[3] ПБП. 8-1. № 2862. С. 318.
[4] ПБП. 8-1. № 2861. С. 317.
[5] ПБП. 8-1. № 2863. С. 318.
[6] ПБП. 8-1. № 2865. С. 320; . См. Шереметев. Письма. Ч. 2. С. 112, 114.
[7] Стилле. Карл XII как стратег и тактик. С. 51.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.