08.04.1712, вт. П. в СПб. По Неве пошел лед, П. отправился на буере на Городскую сторону.
08.04, вт.
П. в СПб. По Неве пошел лед, П. отправился на буере на Городскую сторону[1].
Письма и бумаги П.: 1. Кн. Б.И.Куракину письмо о получении его письма об оплате расходов векселями, указание о подряде на строительство корабля в Голландии по присланному чертежу; 2. А.А.Курбатову письмо о посылке к нему доносительных пунктов Г.М.Метцеля (относительно сбора пошлин в Архангельске для предупреждения ущерба английским купцам, торговавшим беспошлинно) с предписанием способствовать усилиям Г.М.Метцеля, но «сами над ним в тех делах надсматривайте, дабы каких блуден не зделал»[2]; 3. Указ именной о сборе ополчения царедворцев в Севске и Белгороде подобно тому, что было в 1711 г.[3].
Разные письма и бумаги: 1. Царевич Алексей - П. из Торуня о получении через Дормидонта Голенищева-Кутузова письма П. о сборе провианта[4]; 2. Ф.С.Салтыков - П. из Лондона о своих поисках и покупке кораблей для России[5]*; 3. Жалоба фискалов М.В.Желябужского, А.Я.Нестерова и Степана Шепелева на высокомерное и оскорбительное отношение к ним сенаторов и пренебрежение к их доносам[6].
Комментарий .
* Идея покупки кораблей для русского флота на Западе пришла П. после присоединения к России Лифляндии, что резко приближало владения царства к Западу и делало плавание кораблей в Ригу менее опасным, чем в СПб, хотя шведский флот по-прежнему доминировал в Балтийском море. Для покупки кораблей П. послал в Голландию и Англию Ф.С.Салтыкова, которому было предписано сноситься по всем вопросам с кн. Б.И.Куракиным и А.А.Матвеевым. Корабли покупались на чужое имя или формально они не меняли владельца и, соответственно, флаг. В таком виде они перегонялись вначале в Копенгаген, а потом в Россию. Первыми такими покупками были 50-пушечный гамбургский корабль «Антоний Падуанский» («Санто Антонио де Падова»), затем «Эсперанс», купленный во Франции на имя датского купца Вильгельма .Эдингера и «Веркюр» («Венкер») из Бристоля (куплен на имя купца из Эльбинга Фредерика Стефанса). Все три корабля в декабре 1712 г. были уже в Копенгагене[7]. В письме А.Д.Меншикову от 14.04 П. сообщал о прибытии в СПб купленного в Голландии фрегата «Святой Яков», однако все-таки первым купленным кораблем стал «Самсон», прибывший в СПб весной 1711 г. Его А.Д.Меншиков подарил П. на день именин[8].
Кроме покупки уже эксплуатируемых кораблей П. в 1712 г. придумал заказывать на голландских и английских верфях новые корабли, которые перегоняли под флагами разных стран в Россию. Тогда же П. выбрал более рациональный вариант: строить на верфях Запада только корпуса, а из Архангельска привозить все оснащение и вооружение, что видно из письма кн. Б.И.Куракину от 08.04 и из других документов[9]. Как был реализован замысел царя, не особенно ясно.
[1]ПЖПВ. 1712 г. С. 54.
[2]ПБП. 12-1. № 5204. С. 167-168, 454-455; Письма и бумаги прибыльщика. С. 415.
[3]ГСВ. 1. С. 379.
[4]Есипов. Собрание документов. С. 76.
[5]МИРФ. 1. С. 280.
[6] ЗА. 1. С. 331-332.
[7]ПБП. 12-1. С. 453-544.
[8]ПБП. 11-1. С. 542; РИО 61. С. 163.
[9]Веселаго. Очерк. С. 220-224.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.