30.10.1708, сб. П. в лагере у Погребков.
П. в лагере у Погребков.
Письма и бумаги П.: 1-3. Полковнику Белоцерковскому М.Е.Омельченко, а также полковнику Киевскому Федору Коровке, полковнику Гадячскому Степану Трощинскому «в обозе, при Десне» письма об измене И.С.Мазепы, который, оказывается, намеревался «весь малороссийский народ и землю отдать под иго еретиков Шведов и [Станислава] Лещинского и церкви святыя и монастыри православные превратить в Римскую и униатцкую веру»; 4-8. Полковникам Сумскому, Ахтырскому, Харьковскому, Острогожскому и Изюмскому[1] письма о том же; 9. Царевичу Алексею письмо об одержанной Ф.М.Апраксиным победе близ Сойкиной горы. «Здесь все по-старому, о чем пространнее буду писать впредь с комендантом [М.П.]Гагариным»[2]; 10. Кн. М.М.Голицыну письмо с подтверждением прежнего распоряжении о марше его полков до Трубчевска и оттуда к «нам, где мы будем обретатца»[3]; 11. Ф.М.Апраксину «из лагору от Десны», письмо - поздравление с победой, сообщение об измене И.С.Мазепы, предложение Ф.М.Апраксину ехать в Москву и Воронеж и отправить полки из Ингрии в полевую армию по росписи А.Д.Меншикова для усиления русского присутствия на Украине. Письмо Ф.М.Апраксин получил 12.11[4]*; 12. Кн. В.Вл.Долгорукову письмо об измене И.С.Мазепы, который «не хотел в добром имени умереть (уже будучи при гробе)». П. предупреждает, чтобы кн. В.Вл.Долгоруков имел в Воронеже «око недреманное»[5]; 13. Кн. А.И.Репнину письмо с подтверждением приказа спешить с войском в Трубчевск и далее к П.[6]. Кн. А.И.Репнин сообщал о трудности движения («злая роспутица <…> зимний путь, которой был, весь дождем збило, остался один лед»), позже сообщил, что 04.11 был в Смоленске, а в Брянск пришел 19.11[7]; 14. Ф.Н.Глебову письмо о его движении к Брянску или Севску («И понеже ныне зимней путь, то лутче вам приискать дровень и впрягши во всякие по две лошади и посажав по два человека, ехать»). Ф.Н.Глебов получил 11.11 на дороге от Дорогобужа к Брянску[8]; 15. К.А.Нарышкину «из лагору» о получении его письма и предписание о заготовке крупы для армии[9]; 16-17. Митрополиту Киевскому Иосафу «из села Погребков», а также архиепископу Черниговскому Иоанну письмо об их прибытии в Глухов[10]; 18. Косте Гордиенко и всему войску Запорожскому универсал об измене И.С.Мазепы, его преступлениях и о присылке запорожцами выборщиков в Глухов[11].
Комментарий.
* В письме Ф.М.Апраксину П. излагает новый вариант истории измены И.С.Мазепы: «Учинил новый Ююда – Мазепа, ибо 21 год был в верности, ныне при гробе стал изменник и предатель своего народа <…>. Вышепомянутой злодей перекинулся к Шведам таким образом: сказал старшине и казакам (которых толко з две тысячи), что есть указ мой ему итьти за реку и битца с неприятелем. И, таким образом, за реку Десну оных запровадил и пришед к Шведам, стал фрунтом к бою, но когда шведы приближились, тогда оной враг, оборотясь к войску, сказал, что привел их не для бою, но под протекцию Шведцкую, и тотчас поскакал к Шведам, потом Шведы казаков охватили и взяли под чесным караулом. Правда, хотя сие зело худо, однакож он не толко с совету всех, но не с пяти персонь сие зло учинил. Что услышав, здешней народ со слезами Богу жалуетца на онаго и неописано злобствует. Понеже, как слышим, кроме Бога житье ево было. И тако надежда в Бозе, что он себе зло вящее исходоталствовал (чему пособит кровь Самойлова), неже тому, кому хотел»[12]. О намерении подчинить Украину полякам и обратить православные церкви в униатские в письме Ф.М.Апраксину речи нет. Зато об этом подробно сказано в грамоте запорожцам, которые вдруг названы «ревнителями благочестия». Оказывается, что целью И.С.Мазепы было обращение православной церкви «в Римскую и униацкую веру, а Малороссийский край <…> был отдан под Полское и Шведцкое ярмо»[13]. Обвинения православного И.С.Мазепы в намерении обратить православную церковь Украины в униатство и католицизм было совершенно голословно. Но в пропагандистской борьбе с И.С.Мазепой и его сторонниками эта тема казалась П. весьма плодотворной. 31.10 П. дал указ Стефану объявить церковную анафему И.С.Мазепе на том основании, что он, перейдя к шведам, стал церковным отступником и оказался гонителем православия. В качестве обоснования приводится факт размещения шведами лошадей в одной из церквей, к чему И.С.Мазепа, вероятно, отношения не имел. Чтобы подчеркнуть особую изощренность предательства И.С.Мазепы, было сказано, что ранее он был «великим строителем святых церквей». Теперь, мол, все изменилось: «Понеже паче всякого чаяния [И.С.]Мазепа втарый Июда нравом и образом, паче же действом, явился и, оставя православие к еритикам шведам ушел, обманя три персоны старшин же <…> и вместо защищения також как великой строитель оных был святым церквам, ныне проклятый гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новагородка шведы в одной церкви лошадей поставили), о чем сей народ от сего Июды проклятого зело утесненный всегда плакал (чего мы не ведали доселе), а наипаче ныне. Того ради изволте онаго за такое ево дело публично в саборной церкви проклятию предать»[14]. Из всего этого подлинно только то, что, действительно, И.С.Мазепа известен как щедрый строитель православных церквей в Украине[15]
[1] ПБП. 8-1. № 2781 - 2783. С. 250-252; 8-2. С. 890.
[2] ПБП. 8-1. № 2784. С. 252, 892.
[3] ПБП. 8-1. № 2785. С. 252.
[4] ПБП. 8-1. № 2786. С. 253-254; 8-2. С. 894-896; Северная война. С. 35.
[5] ПБП. 8-1. № 2787. С. 254.
[6] ПБП. 8-1. № 2788. С. 255
[7] ПБП. 8-2. С. 899-900.
[8] ПБП. 8-1. № 2789. С. 255; 8-2. С. 901.
[9] ПБП. 8-1. № 2790. С. 256.
[10] ПБП. 8-1. № 2791, 2792. С. 256-257.
[11] ПБП. 8-1. № 2793. С. 257-259.
[12] ПБП. 8-1. № 2786. С. 253-254.
[13] ПБП. 8-1. № 2793. С. 257-259.
[14] ПБП. 8-1. № 2795. С. 261.
[15] См. Таирова-Яковлева. Иван Мазепа. С. 220-240.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.