13.03.1721 пн. П. на Котлине.
П. на Котлине, был в Купеческой гавани и в Кроншлоте, после кушанья был в Военной гавани на корабле «Фридрихштат» и на «Ингерманландии», вернулся в СПб[1]. В этот день А.В.Макаров сообщил С.Л.Владиславичу-Рагузинскому, что в СПб получена статуя Венеры, и что она «Е.в. зело угодна»[2]*.
Письма и бумаги П.: 1. Указ (печатный) решать в Сенате дела о похищении казны и представлять мнения о них[3]; 2. Сенат сообщил Синоду, что П. разрешил назначенному в Китай епископу Переяславскому Иннокентию взять вещи умершего армянского архиерея[4]; 3. Наказ Габриэлю Багарету с предложением Джону Ло (Ляусу) приехать в Россию и основать свое дело (отредактирован П.)[5].**
Комментарий.
* К этому времени, начиная с весны 1717 г., С.Л.Владиславич-Рагузинский стал отправлять в Россию закупленные в Венеции и в разных местах Италии мраморные статуи, а также другие произведения античной эпохи. Он вернулся в Россию в июне 1722 г., отправив с 1717 г. не менее 6 кораблей с заказанными итальянским мастерам или купленными им статуями и бюстами. В 1718-19 гг. покупками скульптуры в Риме занимался Ю.И.Кологивов, который отправил множество произведений искусства античных и современных ему мастеров. Одновременно, в 1716-1722 гг., из Голландии по заказу П. множество статуй и других произведений. Сопоставляя данные о покупках и планах покупок, которые поручались агентам в Италии, С.О.Андросов приходит к выводу «об исключительном интересе русского царя к искусству ваяния, который мы вправе назвать феноменальным»[6]. Истории Венеры Таврической посвящены исследования А.Г.Каминской, С.О.Андросова и М.Шаму[7].
** П. ознакомился с переводом кн.И.А.Щербатовым главной книги Джона Ло («Деньги и купечество, рассуждено с предлогами к присовокуплению в народе денег через господина Ивана Ляуса, ныне управителя королевского банку в Париже»). Перевод был закончен кн. И.А.Щербатовым в феврале 1720 г. и переправлен царю вместе с проектом самого кн. И.А.Щербатова, сочиненной под сильным влиянием системы Джона Ло. Книга английского финансиста и проект кн. И.А.Щербатова легли на подготовленную почву: П. давно интересовался деятельностью Джона Ло, возможно, что он был с ним знаком лично во время поездки в Париж в 1717 г. Русский посол в Париже Г.Х.Шлейниц регулярно сообщал П. о потрясающих первоначальных успехах «системы Ло» во Франции. По заданию П. Г.Х.Шлейниц встречался с Джоном Ло, который советовал П. осваивать Северный морской путь для того, чтобы через него «дорогу в Японию и Сиям и далее найти», а также искать торговые пути на юг, ибо «ис Китая и Персии приходящие товары могут чрез В.в. земли з безопасностию ходить и к Балтическому морю привезены быть»[8] . И даже финансовая катастрофа, разразившаяся во Франции весной 1720 г. не изменила отношения П. к деятельности Джона Ло. Если идея освоения Северного морского пути не воодушевляла П. до 1725 г., когда он послал экспедицию И.И.Беринга, то идеи с освоением южного направления были близки П. – вдохновителю экспедиций в Среднюю Азию и к восточному и южному побережью Каспия. Поэтому сутью предложений петровского наказа, с которыми отправился во Францию Габриэль Багарет для встречи с Джоном Ло, состояли в предложении финансисту взяться за основание Персидской торговой компании («сочинить и учредить») по типу Миссисипской компании (du Mississippi Compagnie), принадлежавшей Джону Ло, начать осваивать торговый путь через побережье Каспия, строить города, развивать промышленность. Совершенно очевидно, что весной 1721 года П., с нетерпением ждавший заключения мира со Швецией, уже спланировал Персидский поход и Джону Ло предстояло организационно и экономически развить грядущие военные успехи П. Чтобы привлечь Джона Ло, использовать его знания, связи и опыт, царь обещал ему невероятой щедрости преференции, начиная с титула светлейшего князя и кончая вознагражением в 1 млн руб. В крайнем случае, при отказе Джона Ло ехать в Россию, Габриэлю Багарету надлежало сделать предложения его сыновьям или зятьям. Габриэль Багарет встречался с уже бежавшим из Франции Джоном Ло, но договориться не смог. К этому времени военную машину уже было не остановить и Персидский поход начался. Подр. см.: Троицкий С.М. «Система Ло». С. 111-138; Лизунов П.В. Царь Петр I и финансист Джон Ло. С. 118-124.
[1] ПЖПВ. 1721 г. С. 27.
[2] Андросов. От Петра. С. 111.
[3] ПСЗ. VI. № 3756; ПСПВПИ 1. С. 66.
[4] ОДДСС. 1. Стб. 129-130.
[5] Троицкий. «Система» Джона Ло. С. 90-138; Лизунов. Царь Петр I и финансист Джон Ло. С. 123-124.
[6] Андросов. От Петра. С. 19-21, 26.
[7] Андросов. История «Венеры Таврической». С. 122-133; Шаму. Античная Венера Петра Великого. С. 624-634.
[8] Троицкий. «Система Ло». С.116-117.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.