19/30.09.1708, вс. П. в лагере (у Романова).
П. в лагере (у Романова). Карл XII у Кричева форсировал Сож и достиг Мглина, но передовой отряд Г.Ю.Коскюля не смог с ходу занять город, чей гарнизон составлял 300 чел., были получены сведения, что русские заняли и Почеп[1].
Письма и бумаги П.: 1-2. Р.Х.Боуру письмa о получении его писем по поводу дезертиров и с предписанием о наступлении на неприятеля[2]; 3. Г.И.Головкину, посланному к Б.П.Шереметеву, письмо, чтобы ознакомился с письмами царя Б.П.Шереметеву, и о том, чтобы «вы советами фелтьмаршалка побуждали до совершения <…>. Также на Украину и о прочем око имели. И ежели так случитца, что мы к вам прежде неприятеля не поспеем, то, не дожидаясь нас, с помощию Божиею, всякое возможное препятие неприятелю чините». Пишет о дезертирах, которые «сказывают старыя речи (о голоде в шведской армии – Е.А.), а сами таковы жирны, как стокфиш» (вяленая рыба)[3]; 4. Н.Ю.Ифланту письмо о действиях перед шведским авангардом: «Поди наперед, зделай по указу и впредь так не пиши, о чем имеешь указ совершенной <…>, под потерянием живота и чести»[4]; 5. Б.П.Шереметеву письмо «из лагору» о движении шведов к Кричеву и что они «спрашивают пути до Стародуба», предписано идти и смотреть, куда неприятель пойдет – к Стародубу или Рославлю, и укрепить Стародуб[5]*.
Разные письма и бумаги: Ф.М.Апраксин - П. из СПб о действиях шведов в Финском заливе[6].
Комментарий.
* П., столь внимательно следивший за движением Карла XII, несмотря на слабое состояние разведки, точно определил, что шведы после Татарска решили идти к Москве не «напрямки», а обходным путем через Брянск и Калугу. Как писал А.Стилле, «нельзя отрицать, что за время войны царь развил свои качества полководца и его стратегия в критическую минуту в сентябре 1708 г. была так же энергична, как стратегия Карла XII. В противоположность шведскому королю, он все время имел точные сведения о местонахождении А.Л.Левенгаупта (автор – ради красного словца) несколько приувеличивает эту точность – Е.А.). Один отряд под начальством Р.Х.Боура был послан беспокоить аръергард шведских главных сил. Сам царь с превосходящими силами направился против А.Л.Левенгаупта, послав остальную, большую часть своей армии на Калужскую дорогу навстречу Карлу ХII»[7]. Более того, П., поняв замысел противника, обеспокоился усилением обороны ключевых пунктов в начале этого обходного пути: Мглина и Почепа. Так, случай (точнее – неудачные действия 4-х тысячного отряда Андерса Лагеркруны, посланного вперед 15.09, но заблудившегося по дороге) привел к тому, что П. упредил шведов, они не успели захватить первый крупный центр Северской земли - Стародуб, гарнизон которого был усилен русскими войсками. В итоге, полковник Стародубского полка И.И.Скоропадский – один из верных сторонников И.С.Мазепы, оказался одним из руководителей обороны Стародуба, что в немалой степени предопределило неблагоприятный для И.С.Мазепы и Карла XII ход событий – И.И.Скоропадскому, окруженному русскими офицерами, оказалось «не с руки» перейти на сторону шведов[8].
[1] Тельпуховский. Северная война. С. 70-71.
[2] ПБП. 8-1. № 2646. 2647. С. 148–149.
[3] ПБП. 8-1. № 2648. С. 149.
[4] ПБП. 8-1. № 2649. С. 150.
[5] ПБП. 8-1. № 2650. С. 150-151.
[6] МИРФ. 1. С. 171.
[7] Стилле. Карл XII как стратег и тактик. С. 34.
[8] Яковенко. Очерк. С. 540-541; Гилленкрок. Современное сказание. С. 51.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.