21.05.1709, сб. П. в Троицком.
П. в Троицком*.
Письма и бумаги П.: Ф.М.Апраксину письмо об осмотре места и о посылке пунктов касательно флота, об обмене пленных**, об отмене переноса кораблестроения из Воронежа в Тавров, предписывает переносить на Середу «исподоволь», чинить «Орел», допросить Троицкого протопопа: «И хотя за болезнию ево пытать нельзя, однакож выпытывать возможно и не поднимаючи, а именно, чтоб бить, разложа, плетми или батогами и при том спрашивать»[1]***.
Комментарий.
* «Дневник пребывания»: П. писал Ф.М.Апраксину, чтобы пленных шведов разделить на три части и одну треть отпустить в Стокгольм в обмен на наших пленных. П. «указал 8 полкам от Азова к совокуплению с главною армиею следовать», «Адмиралтейство с Воронежа перенести на Середу, две шнявы обложить вновь Пальчикову»[2]. Также типичное для этого документа сочетание реальных фактов и фантазий: письмо Ф.М.Апраксину было, в нем и вправду говорилось о переносе Адмиралтейства, о разделении пленных, но ни о каких восьми (!) полках под Азовом там нет и речи. Их там попросту не было, а присутствовал лишь батальон гвардии и гарнизоны приазовских крепостей.
** В этом письме Ф.М.Апраксину П. предлагал разделить шведских пленных на три части, одну из которых предполагалось «ныне отпустить с Москвы в Стеколну» в расчете на то, что шведы сделают так же. Но план этот не осуществился из-за взаимного недоверия сторон. Вообще, обмен пленными шел трудно, стороны – как шведы, так и русские - не проявляли декларируемой в указах гуманности к пленным и доверия. Отпущенная в 1710 г. группа шведские пленных, учтенных «негодные к службе», вернувшись домой, больше, чем на половину, вступили в формируемые военные подразделения. Подр. см. Шебалдина Г.В. Шведские пленные. С. 112-121; Козлов С.А.. Русские пленные.
*** П. сожалел, что не смог побывать в Приазовье раньше и писал Ф.М.Апраксину: «Мы здесь, сколко могли, в сей короткой час осматрели, чему написав рассуждение, посылаем при сем. Зело жаль, что сие место по се время в разных руках было, ибо губернатор зело жалуется на приказ и тако меж двух многое пропущено». По «Пунктам», данным Ф.М.Апраксину, и по другим документам видно, что П., задумывая выращивать дубовые рощи, строить корабли, углублять гавани, расширять строительство, вовсе не собирался закрывать «азовский проект» в связи с началом «петербургского проекта». В определенном смысле вся дорогостоящая история строительства Азовского флота загадочна, она не объяснима с точки зрения реализма и прагматизма, обычно присущих П. Девять лет шла тяжелейшая война, строился СПб и Балтийский флот и несмотря на это П. до 1711 г. не закрывал «азовский проект», т.е. готовился к войне с Турцией. Между тем, события после Прутского похода 1711 г. показали невозможность для России воевать на два фронта.
[1] ПБП. 9-1. № 3202. С. 190-191.
[2] Дневник пребывания. С. 260.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.