09.05.1709, пн. Николин день. П. в Таганроге.
Возвращение П. с моря в Таганрог (Троицкий)[1]*.
Письма и бумаги П.: 1. А.Д.Меншикову письмо из Троицкого о получении его письма, предписание смотреть за Полтавой и совершать диверсии против шведов для защиты Полтавы или самим встать под Полтавой. «О себе объявляю, что я от жестоких лекарств и заключения семидневного свободился вчерась (и почел примать лехкия лекарствы, которых дохтур сказал еще десять дней примать надлежит), которыя, слава Богу, хотя зело хорошо действовали, аднакож, так стал безсилен, как ребенок. Пред сим писал я к вам, что с пятаго на десят числа поеду к вам. Но ныне не чаю ранее двадесятого - первое, что сам слаб, другое - что лошади под баталион менши недели как с Валуек погнали и сюды ранее 20-го не будут <…>. Карабль «Ластка» пришла сего дня близ устья. Хотя сего дня Николин день, толко в красном быть нельзя – не смогу», рассуждение о связях шведов и запорожцев с крымским ханом Девлет II Гиреем[2]**; 2. Б.П.Шереметеву письмо о получении письма от Лубен от 24.04, подтверждение прежних директив, предписание поддерживать коммуникации с А.Д.Меншиковым и пр.[3]; 3. Г.И.Головкину письмо о получении его письма, указания о сношениях со шведами по поводу заключения мира и обмена пленными. О себе: кончил прием тяжелых лекарств и принимает «из трав еще десять дней лехкие, от которых зело стал безсилен как робенок, аднакож ж, я чаю, или в десять дней приттить в крепость, с помощию Божиею»[4].
Комментарий.
* «Дневник пребывания»: осматривал галеры, кончебасы и казачьи суда, рассуждал о необходимости добавить парусов на кончебасах и казачьих судах[5].
** К этому моменту одной и важнейших тем обсуждения в русском руководстве стала возникшая весной угроза совместного выступления шведов и запорожцев с крымскими татарами. 13.04 Г.И.Головкин сообщал П.А.Толстому о получении сведений, что Карл XII и И.С.Мазепа отправили посольство в Бахчисарай, а также к сераскеру Юсуф-паше с предложением выступить против русских. Хан отвечал, что без воли Высокой Порты он выступить не может. Головкин просил П.А.Толстого «прилагать старание, дабы Порта не допустила того хана к нарушению мирных договоров[6]. П.А.Толстой отвечал 24.04 о том, что турки намерены сохранять мир с Россией и хану выступить разрешения не дадут. Он же также сообщил, что Порта не намерена принимать запорожцев в свое подданство «и татарам согласия с ними учинить не позволит»[7]. Удержать турок и татар от выступления против России было крайне важно для П. накануне решающей схватки со шведами. И после получения таких успокаивающих известий П. мог не без основания писать 17.05 в грамоте запорожцам, не оставляя им надежды: «А с салтановым величеством и со всеми его подданными и Крымскими и Буджацкими ордами у нас, В.г., мир и тишина содержится»[8].
[1] ПЖПВ. 1709 г. С. 5.
[2] ПБП. 9-1. № 3185. С. 174-175.
[3] ПБП. 9-1. № 3186. С. 175.
[4] ПБП. 9-1. № 3187. С. 176.
[5] Дневник пребывания. С. 258.
[6] ПБП. 9-2. С. 897.
[7] ПБП. 9-2. С. 898, 892.
[8] ПБП. 9-1. № 3194. С. 181-184.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.