31.01.1712, чт. П. в СПб.
П. в СПб. Был в консилии, написал указы.
Письма и бумаги П.: 1-2. Указы: о сукне («Сукна не подрежать, но покупать у русских на мундир»)[1]*; О создании по всем губерниям госпиталей «для самых увечных, таких, которыя ни чем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым, также прием незазрительной и прокормление младенцев, которые не от законных жен раждены (дабы вящего греха не делали сиречь убиства) по примеру новогородского архиерея (Иова – Е.А.)»[2]**; 3-4.Л.Н.Алларту письмо с согласием на его назначение командующим союзными войсками, указания о мундире, жаловании и др. Инструкция ему о действиях в Померании[3]; 5. Инструкция А.М.Девьеру по наблюдению за действиями Л.Н.Алларта[4]***;6-7. Дубликаты письма кн. А.И.Репнину от 28.01 с припиской исполнять требования посланного в Гданьск Я.В.Брюса и предоставлять ему людей[5]; 8. Дубликат письма Б.П.Шереметеву от 25.01[6]; 9. Указ именной, объявленный из Сената, о ликвидации Мастерской палаты и переписи ее кн. П.И.Прозоровским[7]; 10. Сенату указ именной о посылке денег в Саксонию на изготовление для армии палаток[8]; 11.Указ о пожаловании Ф.Д.Воронова из подьячих Ижорской канцелярии в дьяки[9]
Комментарий .
* Этот указ стал толчком в развитии отечественной суконной промышленности. Речь шла как о создании казенных мануфактур, так и о поощрении частного предпринимательства с помощью льгот, субсидий, технической помощи в организации мануфактур[10].
** В сущности, этим указом были заложены основы государственной благотворительности в России, но одновременно и принципы наведения порядка в рамках «регулярного государства», которое возводил в России П. Это выражалось в установлении контроля за той частью населения, которая относилась к нетрудоспособным, нищим и др. и заодно - в организации присмотра за монастырями, на которые и легла главная тяжесть содержания увечных, инвалидов. Образцом для П. стала деятельность митрополита Новгородского Иова по организации в Новгороде приютов для престарелых и «подкидных младенцев» и пр. См.: Москва и Новград едина держава Божия. С. 21. Подр. о сложившейся затем системе социального призрения см.: Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие; Гаврилова, Третьяков. Развитие системы. Трогательной выглядит статья профессора-педиатора Г.Л.Микиртычан «К 300-летию выхода указов Петра I (1712) о создании домов призрения…
*** Видимо, П., вследствие недоверия кн. Г.Ф.Долгорукова к Л.Н.Алларту, приставил к последнему А.М.Девьера, обращая его внимание на связи Л.Н.Алларта с саксонцами («Самому проведывать тайно не делает ли Аларт для своих денег саксонцом болше выгоды, а на наших не смотрит»)[11].
[1]ПБП. 12-1. № 5024. С. 23.
[2]ПБП. 12-1. № 5024. С. 23; ЗА. 2-3. С. 325; ПСЗ. IV. № 2477. С. 791; Воскресенский. Петр Великий. С. 176.
[3]ПБП. 12-1. № 5053, 5054. С. 47-48.
[4]ПБП. 12-1. № 5055. С. 48-49.
[5]ПБП. 12-1. № 5056, 5057. С. 49-50.
[6]ПБП. 12-1. № 5058. С. 50.
[7]ПСЗ. IV. № 2476. С. 791; ДПС. 2-1. С. 70; Новоселов. Закрытие Мастерской палаты. С. 1;
70; Новоселов, Карпович. Оружейная палата. С. 20-21..
[8] ДПС. 2-1. С. 71.
[9] Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 29.04.2021)
[10]Заозерская. Развитие легкой промышленности. С. 165, 264-265 и др.
[11]ПБП. 12-1. С. 49, 326.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.