21.01.1712, пн. П. в СПб.
П. в СПб, в консилии писал указы, был на свадьбе П.И. Мошкова[1]. Там присутствовали Екатерина, царица Прасковья Федоровна, царевна Наталия Алексеевна, А.Д.Меншиков и другие знатные особы, а также Чарльз Уитворт и, вероятно, другие дипломаты. П. разговаривал с Чарльзом Уитвортом о шведских партизанах в окрестностях СПб и войсках шведов в Финляндии. «Двор все еще в большой тревоге по поводу турецких дел», царь отправил одного за другим четырех курьеров к Ф.М.Апраксину с приказанием сдать Азов туркам[2].
Письма и бумаги П.: 1-8. Указы: об укреплении гарнизонов в Украине людьми и провиантом; о пребывании Б.П.Шереметева с конницей и пехотой в Киеве, о заготовке для войск всего необходимого*; о сборе татар и калмыков на случай войны; об изготовлении судов в Брянске; о посылке в Киев амуниции; о выдаче офицерам жалования; о жаловании бригадиров; о выдаче порционов войскам на Украине, как в Ингрии[3]; 9. Указ именной Сенату о высылке из губерний в СПб 4 тыс. плотников к стоительству бригантин[4]; 10. Указ именной о высылке в СПб провианта из губерний[5]; 10. Указ именной о запрете в Москве нищенства, об определении нищих в богадельни и о высылке иногородних на прежние места жительства[6].
Разные письма и бумаги: Г.И.Головкин – П.П.Шафирову в Константинополь о выводе русских войск с Правобережья и из Польши, что означало окончательную передачу Правобережья полякам. При этом де-факто часть русских войск на правом берегу Днепра оставалось[7]
Комментарий.
* По словам Чарльза Уитворта, П. говорил ему, что после сдачи Азова и Таганрога стало меньше проблем с обороной юга. Нужно только прикрывать Киев, а до него тянутся пустынные пространства, которые неприятелю легко и быстро не преодолеть, к тому же Киев хорошо защищен. Если удар придется на казаков, то царь испытывает к ним мало сострадания ("nation for whom he has no kindness") и благополучие России мало зависит от их благополучия. На самом деле английский посланник был убежден, что это просто слова – оборона Юга находится в плачевном состоянии, «турецкая граница почти открыта» и сил оборонять ее недостаточно[8]. Отчасти это верно – армия Б.П.Шереметева после прутской катастрофы нуждалась в серьезном пополнении, тем более, что гвардия и лучшие полки были отправлены из Смоленска в Померанию.
[1]ПЖПВ. 1712 г. С. 53.
[2]РИО. 61. С. 125-126.
[3]ПБП. 12-1. № 5024. С. 19-21; Шереметев. Письма. Ч. 3. С.121.
[4]ДПС. 2-1. С. 37.
[5]ДПС. 2-1. С. 37.
[6]ПСЗ. IV. № 2470. С. 782; ДПС. 2-1. С. 37.
[7] Артамонов. Турецко-русская война. С.291.
[8]РИО. 61. С. 130.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.