29.06.1718, вс., День Петра и Павла, Тезоименитство П. П. в СПб.
П. в СПб, прибыл в Санкт-Петербургскую крепость («Город») к обедне в Петропавловский собор, в 12 часу, а во 2-м часу пополудни он вышел из церкви, палили пушки, был на обеде в Летнем дворце, затем был в Адмиралтействе, готовил к спуску 90-пушечный корабль «Лесное» (мастер Петр Михайлов – П.)[1], который в 7-м часу пополудни спустили на воду, все поздравляли царя – мастера, «веселились довольно», стреляли пушки, был фейерверк на воде. По окончании веселья в 1-м часу пополуночи поехал домой (по другим данным праздник был «до двух часов пополуночи»)[2]. О.А.Плейер писал, что иностранные министры спрашивали, будет ли объявлен траур? и им отвечали: «Никакого траура не будет потому, что царевич умер как преступник»[3]. В крепости, в застенке, П. был при очной ставке привезенного накануне казанского ландрата Канбара Акинфова с А.Ф.Лопухиным, потом П. обедал в Летнем дворце[4]. Приказ П.А.Толстого к присланным арестантам протопопа, попа и прочим «кто к ним будет приходить, их повольно пускать ходить к церкви и по городу за караулом, токмо их из города пускать не велели»[5].
Ф.Х.Вебер писал, что царь спускал корабль, построенный по его чертежам, на борту спущенного корабля П. встретил кн. И.Ф.Ромодановскго и Ф.М.Апраксина, который поднес П. два горшка серебряных монет в награду за строительство корабля. П. благодарил вице-царя, а потом сел с 8 английскими мастерами за стол, «выказывая полное удовольствие и был не только во время трапезы, но и весь сей день в прекрасном расположении духа. Молодого царевича Петра Петровича привели на корабль и все собравшиеся пили за его здравие»[6]*.
Комментарий.
* Английский резидент Джеймс Джефферис весной 1719 г. писал в Лондон об особом положении корабельных мастеров: «…этих людей царь ласкает особенно милостиво: жалованье они получают большое, выплачивается оно аккуратно, они видятся с ним частным образом, их царь сажает за свой стол присамых многолюдных собраниях, где бы он ни бывал, чем бы не потешался – кто-нибудь из них сопутствует ему. Этими ласками Е.в. желает привлечь их к себе, чтобы они не покинули его». Не без раздражения английский дипломат, чья держава находилась во враждебных отношениях с Россией, восклицает: «Входит ли в интересы Великобритании быть зрительницею возрастающего могущества России, особенно на море, к тому же могущества, созидаемого руками английских подданных?» и что «давно пора отозвать этих мастеров из царской службы»[7].
[1] ПЖПВ. 1718 г. С. 31; ГСВ. 1. С. 472; РИО. 34. С. 355.
[2] ПЗМ. С. 234-235; Погодин. Суд над царевичем. С. 34.
[3] Устрялов. История. 6. С. 287.
[4] Погодин. Суд над царевичем. С. 34;; Устрялов. История. 6. С. 268..
[5] Устрялов. История. 6. С. 614-615.
[6] Вебер. Преображенная Россия. С. 164.
[7] РИО. 61. С. 516.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.