08/19.10.1707, ср. П. в Вильно.
П. в Вильно.
Римский папа Климент XI дал аудиенцию кн. Б.И.Куракину и секретарю А.П.Веселовскому, просившим от имени П. не признавать Станислава Лещинского польским королем Станиславом I и помогать королю Августу II[1]*.Но папский двор не внял просьбах России и их отношения «опять вернулись на почти нулевой уровень»[2]
В этот день отряд атамана Кондратия Булавина напал в Шульгинском городке на посланный для поимки беглых крестьян отряд кн.Ю.В.Долгорукова и уничтожил его. Но вскоре правительственные войска и верные властям донские казаки разбили отряд Булавина, который бежал в Запорожскую сечь**.
Письма и бумаги П.: 1. М.Б.Кирхену письмо о посылке отставных офицеров в Киев (дубликат)[3]; 2. К.А.Нарышкину письмо о получении его письма из Дерпта, предписания о подкопах, о пытке шпиона, о жаловании солдатам, которые были прежде псковские стрельцы, и пр., сообщает, что не знает точно, куда поедет – на Москву или на СПб, о зимних квартирах армии[4].
Комментарий.
* Условием достижения договоренности Рим выдвигал получение от Москвы особого «диплома за печатью великою и властною рукою» П. в котором бы утверждалось: 1. Что соизволяет в государствах своих волное правление веры Римской; 2. Что дает волность к строению костелов и кляшторов Римских; 3. Соизволяет отворить публичные школы на Москве; 4. Соизволение волного проходу даже до самой Хи[в]ы послам ево». Эти условия содержались в особом мемориале, переданном Г.И.Головкину епископом Куявским Шенявским, которой в приложенном письме Г.И.Головкину писал, что нужно послать делегацию в Рим с этим дипломом. И это бы принесло большую пользу в Польше «для удержания дела, ибо многие толко на Рим смотрят, и разве того поляки за короля признают, которой Риму потребен будет». Г.И.Головкин отвечал, что русская сторона ждет прибытия из Рима посланника Илии Броджио (Broggio). Шенявский в ответ писал, что ему известно, будто Броджио приедет нескоро, а диплом нужен срочно. Между тем, переговоры кн. Б.И.Куракина в Риме об этом зашли в тупик: кн. Б.И.Куракин, вероятно, по воле П., отвечал, что разрешение на строительство костела будет дано, ссылался на то, что подобную грамоту П. подписал в Гродно в 1705 г., но требуемый диплом государь подпишет «только после войны и смотря по тому, будет ли продолжаться к нему доброе расположение папы»[5].
** Подр. о начале восстания см.: Подъяпольская Е.П. Восстание Булавина. С. 119 и далее. Булавинское восстание. С. 131-135. Сень. Русско-крымско-османское пограничье. С. 201-212. К этому эпизоду относится появление фразы "хватила (разбила) кондрашка" - эвфемизм скоропостижной смерти. Как меняется в литературе (следуя изменениям в правящей идеологии) отношение к восстанию Булавина и др. восстаниям (мятежам, движениям, бунтам, протестам и др.) хорошо видно из названия и аннотации современной историко-юридической работы З.А.Вагапова «Правовое обеспечение мероприятий верховной власти России по локализации вооруженных форм протеста в период правления Петра I»: «В статье рассматриваются законодательные акты периода правления Петра I, свидетельствующие об обоснованности правовой оценки вооруженных форм протеста в России начала XVIII века и дифференцированного подхода в принятии мер по обеспечению локализации последствий данных событий. Приводятся факты обусловленности указанных мер реалиями действительности той эпохи.» (Вагапов. Правовое обеспечение мероприятий верховной власти... С. 157–161.)
[1] ПБП. 7. С. 261; Бантыш-Каменский. Обзор. 2. С. 239.
[2] Талалай. Католический фактор. С. 113.
[3] ПБП. 6. № 2029. С. 130.
[4] ПБП. 6. № 2030. С. 130-131.
[5] ПБП. 7. С. 258-260.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.