19.01.1709, ср. П. в Сумах.
П. в Сумах. В тот же день двухтысячный отряд шведского полковника К.Г.Дукера атаковал русских драгун в дер. Грунь и выбил их из деревни, захватив трофеи[1].
Письма и бумаги П.: 1. А.Д.Меншикову письмо о слухе, что шведы двинулись к Переяславлю, предписано: «того для изволте оное место остеречь», послать конницу, следить за обозами, «понеже афицерские люди и деншики великое чинят здешним жителем разорение, а унять их некому, и всякой в свою волю что хочет, то делает. Калижской баталии чертеж изволь сюды прислать, не мешкав. Сын мой (царевич Алексей – Е.А.) сего моменту сюды приехал, а рекруты будут вскоре» и др.[2]; 2-3. П.М.Апраксину письма с указаниями о сборах с Низовых городов, о приготовлении окладных налоговых книг, о присылке серы, найденной в Низовых городах. Упоминает указ из СПб об учете налогов казанских и низовых городов (не сохр.) и о временном ведении всех сборов по-старому, «пока совершенно все губернии определятца», а также о подготовке окладных книг «по чему б к будущему году оную губернию уже совсем вам принять на руки», о присылке серы, «которая родитца в камнях» близ Самары[3]*; 4. Т.Н.Стрешневу письмо: в приказах, а также «в нарочитых старых домах поискать старых жалованных грамот великих князей, которые были прежде царя Ивана Васильевича, и осмотреть, какие в то время были печати московские и о том к нам отписать»**; предписание отправлять воинские припасы, свозить в Москву шведов для размена[4]; 5. И.А.Мусину-Пушкину письмо о том же, с прибавлением: «При сем посылаем книгу праф шведских воинских, которую вели напечатать в восмую долю листа, но первее надлежит выправить, ибо гораздо инде темно переведено, а инде самою грубою речью <…>. Также посылаем историю Троянскую, которую также напечатать», и др. книги по геометрии, архитектуре[5].
Разные письма и бумаги: А.Д.Меншиков – кн. Д.М.Голицыну о получении от него допроса шпиона, а также копии письма И.С.Мазепы к Станиславу I. Наверняка А.Д.Меншиков сообщал П., или П. сам получал от кн. Д.М.Голицына известие об этом[6].
Комментарий.
* Обнаружение под Самарой больших залежей серы, необходимой для изготовления пороха, привела к созданию в 1710 г. серного производства, где главной рабочей силой были пленные шведы, ясашные и дворцовые крестьяне (Подр. см.: Лукьянов П.М. История химических промыслов. С. 371-378; ПБП. 9-2. С. 593-596). П.М.Апраксин отвечал П. в марте и сообщал о башкирских делах: «Народ их проклятой многочисленной и военной, да безглавной, никаких над собою начал, хотя б так, как на Дону подобно атаманы, и таких не имеют, принятца не за ково, и чтоб особно послать не х кому, всяко Божиею помощию и твоим, государевым величеством, и страхом успокаиваем, чтоб также, что в прошлом году великих кровей и убытков государственных не починили»[7].
** Интерес П. к геральдической истории Руси, возможно, был связан, как полагает Б.Б.Кафенгауз, с намерением П. заменить андреевский крест на груди двуглавого орла «ездецом» [8].
Чуть позже Петр стал отождествлять его с Георгием Победоносцем (св. Георгием), однако юридически это было признано лишь при Петре II Особой геральдической комиссией и законодательно закреплено указом Анны Иоанновны от 25 февраля 1730 г. (дополнение Д.Ю.Гузевича со ссылкой на: Вилинбахов. Государственная геральдика).
[1] ПБП. 9-2. С. 602.
[2] ПБП. 9-1. № 2991. С. 29-30.
[3] ПБП. 9-1. № 2992. С. 30-31.
[4] ПБП. 9-1. № 2993. С. 31.
[5] ПБП. 9-1. № 2994. С. 31-32.
[6] РИО. 11. С. 109-110.
[7] ПБП. 9-2. С. 596.
[8] ПБП. 9-2. С. 597-598.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.