13.05.1718, вт. П. в Петергофе.
П. в Петергофе, ездил в Кроншлот, ко флоту. И.И.Голиков писал, что «в бытность свою в Кронштадте «выводил весь флот свой в море и делал ему полную экзерцицию, каковая бывает во время сражения с неприятелем»[1].
Письма и бумаги П.: 1. К.И.Крюйсу письмо: «Я третьего дни приехал и в устье баконы видел в такой комфизии, что правыя на левой, а левые на правой стороне», предписание о сидящем на мели флейте и о присылке 30 чел. конопатчиков[2]; 2. Ф.М.Апраксину указ: «Я сего дня был во флоте и нашол оной корпусами, артилерию и такелажем готова, только офицеры не распределены, а также провиант»[3]; 3. И.П.Измайлову о смерти царевны Екатерины Алексеевны: «Письмо ваше о незапной смерти сестры нашей нам немалую печаль принесло, но понеже сие есть от Бога, то буди воля его, что же погребать без указу, ниже внутреннего вычистить не смеете и первое без указу делать вам нельзя, а другое не умно зделали, ибо о том, чтоб внутреннее вынять советовать было не для чего, понеже когда погребать не смели, то, конечно, сие было надлежало учинить, ибо в описках время пройдет и тело так повредитца, а особливо так больное и толстое, что продолжить погребение и для оного до времяни тело соблюсть будет невозможно, аднако ж з дохтуром Быдлою (Н.Л.Бидлоо – Е.А.) поговори, ежели возможно, чтоб сие учинил, дабы до будущей зимы соблюсть было возможно, чтоб в том труд свой приложил, буде же нельзя или и льзя, да уже долго времени прошло и тело так испортилось, что его хорошо удержать нелзя, то толко чтоб посмотрели от какой болезни такая незапная кончина случилась и, написав, прислали, а тело отдайте должному честному погребению»[4]*. 4-5. Георгию Паддону письмо с указанием об экономии пороха и определении нормы его расхода к пушкам разного колибра[5]; ему же о передачи с других судов балласта на корабль «Лесное»[6]; 5. Кн. А.М.Черкасскому из Кронштадта о присылке туда каменщиков и подрывников[7].
Разные письма и бумаги: 1. Якоб де Би писал, что царевич Алексей находится в помещении вблизи покоев П. под строгим караулом, «говорят, что умственные способности его не в порядке», особо допрашивают брата матери А.Ф.Лопухина и кн. В.Вл.Долгорукова, который якобы сказал в тот момент, когда П. потребовал от сына ухода в монастырь: «Идите теперь в монастырь, а когда настанет время, то мы сумеем освободить оттуда Ваше высочество»[8]; 2. Кн. Б.И.Куракин – П. о встрече с испанским послом Беретти Ладни, который передавал волю короля Карла II об установлении корреспонденции и «доброй дружбы» с П.[9].
Комментарий.
* 24.05 И.П.Измайлов из Москвы сообщал П. об осмотре тела царевны Екатерины Алексеевны и о невозможности сохранить его до приезда П.[10].
[1] Голиков. Доп. ДПВ. 12. С. 58-59.
[2] МИРФ. 2. С. 275; 4. С. 6; КПБ. 87. Л. 400; Автографы Петра. С. 73-74..
[3] КПБ. 87. Л. 401.
[4] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 208; КПБ. 87. Л. 402; Петр I в кругу семьи. С. 635.
[5] РГАДА. Ф. 9. Отд. 1. Кн. 11. Л. 211 об.; Берх. Собрание. 3. С. 154; КПБ. 87. Л. 430.
[6] Берх. Собрание. 3. С. 155.
[7] Голиков. ДПВ. 7. С. 354.
[8] Дело царевича. С. 319.
[9] Россия и Испания. С. 64-65.
[10] Морохин. Погребать. С. 132-133.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.