В ночь с 06 на 07.01.1709. П. в Сумах.
П. в Сумах.
После упорного сопротивления капитулировал гарнизон Веприка, шведы при этом понесли большие потери, ранены фельдмаршал К.Г.Рейншильд и Б.О.Штакельберг*.
Комментарий.
* При планировании взятия крепости Карл XII допустил серьезные просчеты, важнейшими из которых стали неэффективные предварительные действия артиллерии и то, что штурмовые колонны двинулись на приступ не одновременно. В итоге первый штурм был отбит, и шведы понесли серьезные потери. Во время второго штурма сам король полез на вал крепостии успех был достигнут[1]. Для русского командования история с Веприком была важна и показательна. Она укладывалась в стратегию ведения комбинированной войны, при которой противник шел по разоренной, сожженной стране, постоянно «оголаживался», непрерывно терпел «поиски» мелких команд с разных сторон, терял людей в пустячных стычках. Оборона такой небольшой крепости, как Веприк, дала П. необыкновенно весомый результат: потери шведской армии оказались сравнимы с их потерями при Головчине (по шведским данным - 200 (в другом варианте – 400) убитых и около 1000 раненых, а по данным русских источников погибли 48 обер-офицеров и 1200 солдат, не считая раненых). Оборона Веприка навела П. на мысль обратить внимание на систему подобных укреплений и крепостей, стоящих на пути неприятеля к Белгороду, т.к. стало понятно, что шведская армия, сильная в поле, явно не обладала навыками и техникой для взятия подобных укреплений. Опыт этот был учтен П. под Полтавой (при обороне крепости Полтава и при сооружении редутов уже на самом Полтавском поле). При этом П. считал, что комендант Веприка слишком поспешил со сдачей крепости. И хотя в ГСВ эта сдача объяснялась недостатком пороха, П. больше беспокоило другое. Получив 09.01 известие о сдаче Веприка, он уже 12.01 разослал комендантам Полтавы, Ахтырки, Сорочинцев, Ромен и, возможно, других крепостей [2], строгий указ серьезнее готовиться к обороне, сделав запас провианта минимум на четыре месяца, как и необходимой амуниции и боеприпасов. Но важнее всего – П. издал предписание «боронитца до последнего человека и ни на какой акорт с неприятелем никогда не вступать под смертною казнию». Указ этот был явно продиктован историей сдачи Веприка. Существовал и указ об укреплении крепости Прилук (не сохр.). Туда послали генерала И.Я.Гинтера для обследования состояния укреплений. Он явно руководствовался теми же принципами, что излагались в указе П. комендантам: обеспечить надежность укреплений, озаботиться состоянием запасов провианта, артиллерии и пр.[3]. Затем, 13.01, Б.П.Шереметев приказал Я.В.Брюсу позаботиться об обеспечении гарнизонов крепостей патронами и особенно картечью для пушек[4].
[1] Малоизвестный источник. С. 97.
[2] Подр. об украинских крепостях см.: Великанов. Российские гарнизоны в малороссийских городах С. 123-137.
[3] ПБП. 9-2. С. 570-571.
[4] Стилле. Карл XII как стратег и тактик. С. 65-66; ГСВ. 1. С. 152-153; ПБП. 9-1. С. 20-22; 9-2. С. 569, 1416; Переписка и бумаги. С. 142; Артамонов. Полтавское сражение. С. 422 и 463.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.