17.02.1718, пн., Масленица, начало Сырной седьмицы. П. в Преображенском.
П. в Преображенском.
Письма и бумаги П .: 1-2. А.Д.Меншикову письмо о получении от него следственных материалов[1]; ему же письмо с указанием о присылке арестантов, цидуля об аресте и заковывании в кандалы кн. В.Вл.Долгорукова, сообщение, что «дело сие множитца», о допросе разных людей[2], предписание об аресте дьяков Ф.Д.Воронова, М.А.Воинова, а также кн. Б.И.Гагарина, П.М.Апраксина, А.Я.Волкова и отправке арестантов, (прежде всего, кн. В.Вл.Долгорукова в Москву)*. Оба указа прибыли в СПб 22.02 с поручиком Трубниковым и солдатом Черемисиновым[3]; 4-5. Указы о присылке шифрованных азбук, изъятых у арестованных, а также об аресте и высылке в Москву В.М.Глебова, И.И.Нарышкина и об аресте в Риге И.О.Протопопова (ср. 17.02.1718) [4]; 6. Сенату письмо о запрете выезда из СПб и об усилении полицейского режима, «понеже в деле сына моего горазда много являетца, того ради накрепко закажите, чтоб никто, пока мы будем, из Питербурха не ездил и чтоб соседи друг за другом смотрели, а по дорогам крепкия заставы и в городы указы пошлите. А какая нужда о делах кого послать, и тем давайте за руками всех в Сенате будущих подорожныя, а окроме тех и моей собственной подписи, никому б не верили и всех бы брали за караул. Петр. Из Преображенского», получено 21.02, «по полуночи во 2 часу»[5]; 7. Указ именной, объявленный И.А.Мусиным-Пушкиным, об обязательной ежегодной исповеди, отчетности по исповедальным книгам, о запрете торговли в воскресные дни («ведомо учинилось, что многие разночинцы, и посадские и поселяне обыкли жить праздны и не токмо что по воскресным дням, но и на великие господские праздники николи в церковь к службе Божии не ходяти, не исповедываются»[6])**; 8. Указ именной, объявленный из Сената о наборе рекрут[7]; 9. В поздних решениях Синода упомянут высочайший указ, выданный Преображенского полка поручику Петру Зиновьеву, посланному для сборов с раскольников денег[8]; 10. А.И.Ушакову указ о наборе в матросы 400 чел. и отправке их зимним путем в СПб[9].
Разные письма и бумаги : 1-2.А.Д.Меншиков – П. о том, что «во всем здесь обстоит благополучно, о получении письма А.В.Кикину от воеводы Троцкого Огинского от 31.01 об отдаче денег в Риге, просит спросить у Кикина и пр.; он же – Екатерине о получении ее письма от 05.01, об отдаче П.Мошкову 1000 рублей, о благополучии царской семьи[10].
Комментарий.
* В постскриптуме: «Федор Эверлаков говорил Ивану Афанасьеву: многие-де царевича хвалили за то, что ушол, а ныне де те ж ево не хвалят за то, что назад едет, а хто имен, того ему, Ивану, не сказал, в том надлежит ево пытать. Чтоб сказал имянно, хто хвалил и хулил»[11].
** Это решение было следствием повеления П. «чтоб все посещали церкви в господские праздники и воскресные дни» и ежегодно исповедовались и приобщались Св. Таинств и о взыскании штрафов за нехождение на исповедь[12]. Этот и другие, ему подобные указы (08.02.1716) в науке (А.С.Лавров и В.М.Живов) рассматриваются как «социальное (или религиозное) дисциплинирование», которое с трудом можно назвать секуляризационным явлением, а более можно назвать полицейскими мерами, ставящим паству посредством духовенства – «агентов социального дисциплинирования», под контроль регулярного государства[13].
[1] КПБ. 87. Л. 168; Есипов. Собрание документов. С. 313.
[2] КПБ. 87. Л. 169.
[3] РГАДА. 5. 26. Л. 311-312; ПЗМ. С. 593; ПЗМ. С. 201; Переписка князя А.Д.Меншикова. С.372.
[4] РГАДА. 5. 26. Л. 314-315; ПЗМ. С. 593.
[5] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 7. Л. 299; ПСЗ. V. № 3168. С. 544; КПБ. 87. Л. 170.
[6] РГАДА. Ф. 9-2. Оп. 2. Ч. 1.Д. 31. Л. 24; ПСЗ. V. № 3169. С. 544-545; ПСПВПИ. 2. С. 99.
[7] ПСЗ. V. № 3170. С. 545.
[8] ОДДСС. 1. Стб. 560.
[9] МИРФ. 3. С. 169.
[10] Переписка князя А.Д.Меншикова. С.373.
[11] Есипов. Собрание документов. С. 312.
[12] ОДДСС. 1. Стб. 176.
[13] Лавров. Колдовство и религия. С. 344-346; Живов. Из церковной истории. С.50-53.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.