30.04.1710, вс. П. на шняве «Лизета»
П. на шняве «Лизета». Флот после обеда пошел от Кроншлота в море, в 20 в. от Кроншлота корабли встретили посланные ранее шнявы, которые сошлись с «Лизеткой» и объявили П., что противника не видно, но лед не позволяет дойти даже до Березовых островов. Послано доношение П. К.И.Крюйсу с результатами разведки. После этого П. на «Лизете», вместе с этими двумя шнявами, пошел на парусах в крейсерство и «шли во всю ночь до света, а потом, пришед близко Финского берегу, а именно против урочища, называемого Курома, стали на якорь», что в 6 милях от Березовых островов. Туда пришел гребной флот и транспортные суда под командой И.Ф.Боциса. Лед был толстый, суда лавировали, сталкивались между собой, к ночи встали на якорь[1]*.
Письма и бумаги П.: 1. А.В.Кикину письмо («с «Лизетки от Кроншлота») с приказом не отправлять (согласно письму Ф.М.Апраксина) к Выборгу пехотные полки до мая, отпустить сено к царице Прасковье Федоровне, «да отпиши к нему, Лариону (Думашеву – Е.А.), чтоб он у Поповой мызы на Гаване зделал хоромцы против приложенного при сем чертеже»[2]; 2. А.Д.Меншикову письмо «из флота от Кроншлота с шнау «Лизет» о получении его письма, об ожидании прибытия А.Д.Меншикова («когда, даст Бог, будете сами, переговорим») и о подготовке войск Януса Эберштедта к выступлению по первой траве[3]; 3. К.И.Крюйс писал И.Ф.Боцису с корабля «Олифант»: «Е.ц.в., по имянному своему В.г. указу, указал» со всеми бригантинами идти к Березовым островам и до Выборга[4]; 4. Б.П.Шереметеву письмо «с шноу “Лизет”» из флота от Кроншлота» о получении письма касательно заготовки провианта, присылки рекрутов, подтверждает Шереметеву, чтобы выжег форштат и уплотнил осаду, о бережении от морового поветрия, о чем П. сообщал доктор К.Б.Виль, нанятый в Торуне[5]; 5. Инструкция и артикулы военные Российскому флоту[6].**
Разные письма и бумаги: К.И.Крюйс – П. о проблемах движения флота из-за льда и необходимости указа об остановке[7].
Комментарий.
* В ГСВ написано, что П. целые сутки «ходил сам и трудился, чтоб сыскать способ к проходу флота сквозь лед, однако пройтить было никоим образом невозможно. И такой великой был на море лед, что едва те шнявы спаслись, и господин контр-адмирал (П. – Е.А.) с своею шнявою с великою нужною дошед до урочища Курома в 6 милях от Березовых островов, и стал на якорь недалеко от гребного флота <…>, близ берега за великим лдом», потом и К.И.Крюйс подошел с флотом и также тут встал[8].
** Этот документ – перевод Дисциплинарного устава голландского флота 1662 г.. В 1714 г. он был переиздан с двойным (русским и голландским) текстом[9]
[1] ПЖПВ. 1710 г. С. 4-5; ПБП. 10. С. 578-579; Юль. Записки. С. 166-167.
[2] ПБП. 10. № 3703. С. 116-117.
[3] ПБП. 10. № 3704. С. 117.
[4] МИРФ. 1. С. 209.
[5] ПБП. 10. № 3705. С. 117-118.
[6] МИРФ. 1. С. 210-211; ПСЗ. IV. № 2267. С. 485-492.
[7] МИРФ. 1. С. 209; Петровская эпоха. С. 39.
[8] ГСВ. 1. С. 334.
[9] Кротов. Голландцы и фламандцы. С. 295.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.