25.01.1710, ср. П. в Преображенском или в Москве.
П. в Преображенском или в Москве.
В Варшаве 25.01/05.02 начала работу Вальная Рада, обсуждавшая саксонско-польские и русско-польские дела*.
Разные письма и бумаги: 1. А.В.Макаров - Н.Т.Ржевскому передает указ П. о том, чтобы он нашел в округе канатных мастеров[1]; 2. Г.И.Головкин – П.В.Постникову в Париж, чтобы тот тайно предложил французскому министру Ж.Б.Торси, «нужна ли их двору с российским государем дружба и посредство в нынешнем между Францией и на оную нападающих держав, несогласии, а если сие нужно, то не угодно ли прислать в Россию кого-либо с формальным предложением? Сказано, что о сем подумают». Г.И.Головкин писал из Москвы также П.В.Постникову (по указу П.), «дабы ваша милость потрудился, сыскал во Францыи такого огородника, который бы из огород и из лесов большие деревья выняв из земли, и инструментами оные перенесть на другое место. А сказывают, таких инвенторов во Францыи довольное число обретаетца», необходимо стараться доставить их к весне[2]**.
Комментарий.
* Главными вопросами на Раде были: возрождение польско-саксонской унии, восстановление Августа II на престоле, русско-польские отношения, удаление русских войск, возвращение Белой Церкви и др. городов Правобережья, а также возвращение взятого русскими войсками Эльбинга (переговоры вел кн. Г.Ф.Долгоруков)[3]. Полтавское сражение, как уже сказано выше, резко изменило положение в Польше, шляхта начала уходить от Станислава Лещинского к сандомирянам и Августу II, согласилась на выборы маршалком Рады вождя сандомирян С.Э.Денгофа. Для сандомирян главной задачей стало восстановление унии с Августом II на основе «пакта конвента» 1697 г., причем с намерением еще больше утеснить власть короля. Вторым болезненным вопросом был вопрос о русских войсках, причем, как только шведы исчезли из Польши, а король Станислав I бежал за границу, шляхта стала решительно требовать вывода русских войск из Речи Посполитой вообще и немедленной передачи полякам Правобережной Украины, в частности. В этих требованиях члены Рады оказались единодушны, причем первую скрипку на раде стали играть вчерашние враги России и сторонники Станислава Лещинского Ю.С.Потоцкий и кн. М.С.Вишневецкий. П. был этим страшно недоволен, но Август II исходил из соображений, что если он возвращается на польский трон, то только при условии, что его признают все поляки – и вчерашние станиславчики, и сандомиряне. Поэтому положение русского посла на Раде кн. Г.Ф.Долгорукова было чрезвычайно сложным: чтобы выиграть всю партию (а именно восстановить Августа II на троне, добиться подтверждения поляками Нарвского договора 1704 г. об участии Речи Посполитой в войне со Швецией, заручиться содействием поляков в назревающей войне с турками, наконец, убедить Раду ратифицировать важный для России «границеобразующий» «вечный» мир 1686 г.), нужно было чем-то существенным пожертвовать. Кн. Г.Ф.Долгоруков считал, что нужно действительно вывести все войска из Польши и вернуть полякам Правобережную Украину, оккупированную Россией в 1704 г. П. был вынужден с этим согласиться, хотя, как и раньше предполагал, рассчитывал затянуть решение этих вопросов на неопределенный срок. Однако, забегая вперед, отметим, что неудачная война с Турцией в 1711 г. и Прутский мир, по которому русские войска были обязаны покинуть Польшу, резко ускорили реализацию решений Вальной рады (закончившейся 04.04.1710) о Правобережье и выводе войск из Польши[4].
** Разносторонне образованный, но неорганизованный и увлекающийся П.В.Постников (Посников), один из первых русских универсантов (закончил Падуанский университет со степенью доктора медицины), не был хорошим дипломатом. За девять лет своего пребывания во Франции он приобрел массу знаний, но ничего не добился на дипломатическом поприще – это была не его стезя. Да и международная обстановка мало этому способствовала – интересы Франции были тогда бесконечно далеки от интересов России.
[1] ПБП. 10. № 3575.
[2] Бантыш-Каменский. Обзор. 4. С. 86-87; Шмурло. П.В.Постников. С. 154.
[3] Артамонов. Россия и Речь Посполитая. С. 38-42.
[4] Артамонов. Русско-польские отношения. С. 26-30; Артамонов. Русско-польские отношения на Вальной раде. С. 26-31.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.