• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

20.01.1703, ср. П., возможно, в Москве и Измайлове.




20.01.1703
20.01.1703
Черкасский Алексей Михайлович, князь, сибирский губернатор, Прасковья Федоровна (рожд. Салтыкова) (12.10.1664 - 13.10.1723), царица с 09.01.1684, жена царя Ивана V Алексеевича, мать царевен Анны (будущая императрица) Екатерины (герцогиня Мекленбургская) и Прасковьи Иоановн , Бруин Корнелий (Лебрейн, Ле-Брейн, Bruijn Cornelis de), голландский художник , Филофей (Лещинский Рафаил Богуславич, в схиме Феодор) (1650 – 31.05.1721), приходской священник, выпускник Киево-Могилянской академии, монах, митрополит Сибирский и Тобольский (с 04.01.1702 с перерывами), просветитель и миссионер, канонизирован , Виниус Андрей Андреевич (Vinius Andreas) (ок. 1640 - окт. 1716 или 1717), отец Андрей Денисов выехал из Голландии в 7135 г., А.А. – гостиной сотни торговый человек, переводчик Посольского приказа (20.03.1664 – конец 1677), гонец в Англию, Францию и Испанию (1672-1674), дьяк Аптекарского приказа (30.12.1677, 1678-20.03.1682 и 1686 -1690), у бархатного дела (1681-1684), думный дьяк (с 30.06.1689), в Новгородском приказе (упом. 1691-1692); по его челобитью велено писать выше думных дьяков В.Посникова и Б.Михайлова, т.к. он пожалован из московских дворян в 7182 г. (24.03.1695, по др. данным 16.06.1693), посылка к И.С.Мазепе (1695), главный дьяк Сибирского (упом. с июня 1697 по 1708 г.) и Аптекарского приказов, думный дьяк Новгородской четверти (1695), думный дьяк Посольского приказа (1699), участвовал в боярских совещаниях (1698 – 1700), упом. как стольник и почтмейстер (1698), ведал Аптераским, Сибирским приказами, почтой (до марта 1701), командирован на Урал к заводам (июль – декабрь 1700), у составления Уложения (1700), ведал Артиллерийским приказом как «надзиратель артиллерии» (с 1701?), отставлен от дел (1703), бегство за границу (1707 – 1709?), вернулся, переводчик книг (с 1709), поручения в Глухове (1711), указ ему переводить «немецкие законы» (1712), думный дворянин (не позд. 1716). Жена Матрена Ивановна, сын Матвей (Источн: собств. информ.; Демидова. Служилая бюрократия. С. 113-114; Захаров. Разрядные повестки; Боярские списки. (Дата обращения 29.04.2021); Белокуров. О Посольском приказе. С. 127 – 128; Юркин. А.А.Виниус и русская артиллерия. С. 87 - 90)., Черкасский Михаил Яковлевич, князь, боярин, Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Покровский Н.Н., историк , Пулькин М.В., историк


П., возможно, в Москве. Корнелий Бруин писал, что был в этот день разослан приказ всем знатным лицам и иностранным послам (всего 500 чел.) явиться в Измайлово в 9 утра для поднесения подарков царице Прасковье Федоровне, был обед, танцы до полуночи[1].

Письма и бумаги П.: 1. Указ о присылке денег с Монетного двора в Оружейную палату для закупки и изготовления оружия (20 тыс. руб.)[2]; 2. П. слушал челобитную сибирского митрополита Филофея от 31.12.1702 о состоянии духовных дел, компетенциях митрополита, усилении борьбы с расколом. А.А.Виниус подготовил справки по пунктам челобитной и со слов П. написал пометы – резолюции, которые были посланы Филофею и воеводам сибирским: отцу и сыну кн. М.Я. и А.М.Черкасским 28.02.1703*.

Комментарий.

* Челобитная Филофея (Лещинского) содержит крайне резкие высказывания относительно старообрядцев и святитель предлагает грубые формы насилия к церковному инакомыслию: «Церковных раскольщиков, отступивших от Святыя церкви и в упрямстве необратно стоявших, истребляти, а прочих церковных же раскольщиков, где явятся, всякими наставлениями приводить до соединения святыя церкви, а непокоряющихся домы их разграбляти на В.г., а их смерти предавати <…>». В сущности, эта программа, ставившая раскольников вне закона, позже была закреплена формулой Духовного регламента Феофана (Прокоповича), (старообрядцы – «лютые неприятели, и государству, и государю непрестанно зло мыслящие»), дополнена в ходе церковно-административной и фискальной практики положениями об обязательной исповеди для выявления явных раскольников и об особом податном статусе старообрядцев, была принята властью как основополагающая на последующие десятилетия. Это привело к многочисленным гарям и созданию разветвленной системы сегрегации старообрядцев[3]. Впрочем, эта точка зрения подвергается в современной историографии серьезной критике, она считается «отрыжкой» советской концепции «классовой борьбы». Многочисленные противники подобной трактовки не видят прямой связи между гонениями власти и самосожжениями и выдвигают на первый план идею ритуального суицида на эсхатологической почве. Подр. см. : Пулькин М.В. Самосожжение старообрядцев.

 

 


[1] Бруин. Путешествие. С. 480-481.

[2] Северная война. 1. С. 156.

[3] Челобитная митрополита. С. 4-5; Покровский. Антифеодальный протест. С. 36-38.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.