20.01.1703, ср. П., возможно, в Москве и Измайлове.
П., возможно, в Москве. Корнелий Бруин писал, что был в этот день разослан приказ всем знатным лицам и иностранным послам (всего 500 чел.) явиться в Измайлово в 9 утра для поднесения подарков царице Прасковье Федоровне, был обед, танцы до полуночи[1].
Письма и бумаги П.: 1. Указ о присылке денег с Монетного двора в Оружейную палату для закупки и изготовления оружия (20 тыс. руб.)[2]; 2. П. слушал челобитную сибирского митрополита Филофея от 31.12.1702 о состоянии духовных дел, компетенциях митрополита, усилении борьбы с расколом. А.А.Виниус подготовил справки по пунктам челобитной и со слов П. написал пометы – резолюции, которые были посланы Филофею и воеводам сибирским: отцу и сыну кн. М.Я. и А.М.Черкасским 28.02.1703*.
Комментарий.
* Челобитная Филофея (Лещинского) содержит крайне резкие высказывания относительно старообрядцев и святитель предлагает грубые формы насилия к церковному инакомыслию: «Церковных раскольщиков, отступивших от Святыя церкви и в упрямстве необратно стоявших, истребляти, а прочих церковных же раскольщиков, где явятся, всякими наставлениями приводить до соединения святыя церкви, а непокоряющихся домы их разграбляти на В.г., а их смерти предавати <…>». В сущности, эта программа, ставившая раскольников вне закона, позже была закреплена формулой Духовного регламента Феофана (Прокоповича), (старообрядцы – «лютые неприятели, и государству, и государю непрестанно зло мыслящие»), дополнена в ходе церковно-административной и фискальной практики положениями об обязательной исповеди для выявления явных раскольников и об особом податном статусе старообрядцев, была принята властью как основополагающая на последующие десятилетия. Это привело к многочисленным гарям и созданию разветвленной системы сегрегации старообрядцев[3]. Впрочем, эта точка зрения подвергается в современной историографии серьезной критике, она считается «отрыжкой» советской концепции «классовой борьбы». Многочисленные противники подобной трактовки не видят прямой связи между гонениями власти и самосожжениями и выдвигают на первый план идею ритуального суицида на эсхатологической почве. Подр. см. : Пулькин М.В. Самосожжение старообрядцев.
[1] Бруин. Путешествие. С. 480-481.
[2] Северная война. 1. С. 156.
[3] Челобитная митрополита. С. 4-5; Покровский. Антифеодальный протест. С. 36-38.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.