Отзыв Олега Кудинова, студента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и лаборанта Центра исторических исследований о лекциях, которые ведет Натан Маркус.
Натан Маркус, доцент департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, сейчас он читает курс экономической и финансовой истории для бакалавров, а в следующем учебном году будет преподавать в магистратуре в рамках ОП «Прикладная и междисциплинарная история». Программа готовится к открытию. Первый набор в 2015 году.
О том, что профессор Маркус будет читать курс экономической истории, я узнал в мае прошлого года. Однако первый мой вопрос был – зачем? Как на первом, так и на втором году обучения, у нас были курсы по экономике, где нам рассказывали и об истории экономической мысли. Кроме того, возникали некоторые опасения по поводу того, что курс по экономике, механизмы которой иногда и на русском трудно объяснить, будет читаться на английском.
Однако когда профессор Маркус провёл с нами первое занятие, я понял, что это будет что-то совершенно новое и очень интересное. В рамках курса по мировой экономической истории, мы не только затрагивали чисто экономические процессы, но и изучали влияние мира финансов на действия государства в социальной и внешней политике. Более того, мы не рассматривали каждую страну по-отдельности, но изучали, как шёл процесс глобализации.
Однако самым интересным, пожалуй, было то, как профессор Маркус связывал события прошлого с тем, что происходит сейчас. Конечно, нельзя сказать, что изучив экономику 19 и 20 веков, человек начнёт сразу разбираться в экономических процессах века 21-го. Однако современная экономическая система берёт своё начало в 19 и 20 веках, поэтому очень важно понимать, как именно она формировалась, через какие трансформации она прошла, почему возникали такие кризисы как «Великая депрессия» и как экономисты прошлого находили из них выход. Знание исторических сюжетов всегда даёт богатый материал для осмысления современных процессов.
А аналитические навыки мы отрабатывали в рамках одного очень интересного и необычного задания. Суть его заключалась в поиске на различных авторитетных ресурсах, таких как «The Financial Times» или «The Economist», информации, касающейся современных событий из мира финансов. Но «фишка» в том, что мы должны были найти связь между, скажем, забастовкой рабочих-нефтяников в Кении и тем, как гражданская война в США 1861-1865 годов повлияла на рынок хлопка. С одной стороны, кажется, что данные события никак не могут быть между собой связаны, но на самом деле, используя все те аналитические инструменты, которые даёт исследователю экономическая история, можно увидеть связь в том, что хлопок для середины 19 века был не менее важным сырьём, чем нефть для нас. И механизмы поиска рынков сбыта этого сырья, и дешёвых мест его добычи, очень похожи.
Таким образом, курс профессора Маркуса оказался одним из самых интересных курсов, проходивших на третьем году обучения. Данный курс не только дал глубокое понимание экономических процессов, проходивших в 19-20 веках, но также и инструменты, которые позволяют анализировать современную ситуацию, сравнивая происходящее с событиями прошлого, а для цикличной экономики, подобное знание очень важно. Кроме того, в процессе общения с иностранным преподавателем на английском языке, уровень владения английским неизбежно увеличивается, что является очень большим плюсом.